МОСКВА, 12 мая – РАПСИ, Мария Зуева. Европейский суд по правам человека (ЕСПЧ) в Страсбурге не признал нарушения Грузией прав бывшего замминистра МВД Аджарской автономной республики Серго Гогитидзе, двоих его сыновей и брата, по жалобе на конфискацию имущества после предъявления ему обвинений в вымогательстве и превышении полномочий, говорится в обнародованном во вторник решении ЕСПЧ.

ЕСПЧ не признал нарушения статьи 1 протокола 1 (защита собственности) Европейской конвенции по правам человека, отклонив также оставшуюся часть жалобы. Страсбургский суд решил, среди прочего, что выводы, сделанные национальными инстанциями, были обоснованными.

Согласно судебным материалам, после «революции роз» в Грузии в 2003 году новые политические силы пришли к власти в Аджарской автономной республике. Серго Гогитидзе, занимавшему пост замминистра МВД Аджарии в 1994-1997 годах и главы аудиторской палаты Аджарии в ноябре 1997 года – мае 2004 года, предъявили обвинения, среди прочего, в злоупотреблении полномочиями и вымогательстве.

Процесс по изъятию незаконно нажитой собственности (включая дома, квартиры, автомобили) был инициирован в отношении четырех заявителей в 2004 году, так как, по мнению прокурора, размер зарплаты, получаемой Гогитидзе за весь период нахождения на вышеуказанных постах, не смог бы покрыть стоимость собственности в 450 тысяч евро, приобретенной за время госслужбы им самим, его сыновьями и братом.

Как следует из судебных материалов, в сентябре 2004 года Верховный суд (ВС) Аджарии распорядился конфисковать часть собственности, принадлежащей Серго и его сыновьям. ВС указал, в частности, что Серго, его брат и один из сыновей не явились на судебное заседание и не предоставили доказательств, опровергающих обвинения. Верховный суд Грузии подтвердил это решение в январе 2005 года, исключив при этом из списка подлежащего конфискации имущества два актива, признав их приобретенными надлежащим образом.

Конституционный суд (КС) отклонил жалобу Серго в июле 2005 года. Заявитель, в частности, утверждал, что законодательная поправка от февраля 2004 года, которая ввела в действие административную процедуру конфискации, имеет обратную силу в его случае. В ответ КС указал, что поправка не внесла принципиального изменения в законодательство, но повысила эффективность существующих мер, направленных на предупреждение и искоренение коррупции в госслужбе.

Заявители обратились в ЕСПЧ в июле 2005 года, ссылаясь на статью 1 (защита собственности) протокола 1, параграф 1 статьи 6 (право на справедливое судопроизводство) Европейской конвенции по правам человека. Серго также пожаловался на нарушение, по его мнению, параграфа 2 статьи 6 (презумпция невиновности) Конвенции.