МОСКВА, 24 июл – РАПСИ, Мария Зуева. Европейский суд по правам человека (ЕСПЧ) в Страсбурге признал нарушение прав Артема Патранина, находящегося в тюремной больнице исправительной колонии в Татарстане и пожаловавшегося на неоказание надлежащей медпомощи при нахождении под стражей, говорится в обнародованном решении ЕСПЧ.

Страсбургский суд счел нарушенной статью 34 (право на подачу индивидуальной жалобы), статью 3 (запрещение пыток) и статью 13 (право на средство эффективной правовой помощи)Европейской конвенции по правам человека. ЕСПЧ также присудил заявителю 15 тысяч евро в качестве компенсации морального вреда и 900 евро издержек.

Согласно судебным материалам, Патранина в сентябре 2013 года приговорили к десяти годам колонии строгого режима за совершение ряда преступлений, включая участие в организованной преступной группировке и убийстве. На протяжении нескольких лет он страдал прогрессирующим множественным склерозом. По словам заявителя, в течение срока предварительного заключения с февраля 2012 года его здоровье ухудшилось из-за отсутствия медицинских специалистов в месте его содержания.

В сентябре 2012 года у него случился эпилептический припадок, в результате которого половина его тела оказалась парализованной. В заключении врачей было указано, что серьезность состояния заявителя исключает его содержание под стражей, в связи с чем его отпустили.

После этого по предъявленному ему обвинению Патранина снова взяли под стражу и поместили в  тюремную больницу исправительной колонии. В январе 2014 года врачи пришли к заключению, что его состояние не настолько серьезное, чтобы отпустить заявителя на свободу. По словам же Патранина, он лежал всё время в кровати, не мог есть и пить без помощи.

Заявитель  пожаловался в различные российские инстанции о необходимости оказания ему постоянной помощи и медицинского лечения, которое не могла, по его словам, предоставить российская пенитенциарная система, и просил назначить его осмотр независимым врачом.

Не получив ответа, Патранин обратился в ЕСПЧ в феврале 2014 года. Он ссылался на статью 34 (право на подачу индивидуальной жалобы), статью 3 (запрещение пыток) и статью 13 (право на средство эффективной правовой помощи) Конвенции.

Заявитель просил, среди прочего, о введении временных мер, и в том же феврале Страсбургский суд рекомендовал российским властям провести немедленный медосмотр с участием независимых от пенитенциарной системы экспертов, включая невролога и специалиста по эпилепсии.

Согласно рекомендациям ЕСПЧ, экспертам следовало, в частности, ответить на вопросы о том, получил ли заявитель медицинский уход, соответствующий состоянию его здоровья; можно ли держать заявителя в таком состоянии под стражей в условиях исправительной колонии и тюремной больницы, и есть ли необходимость в нахождении в специализированной больнице или освобождении из-под стражи.

В ответ на запрос ЕСПЧ российские власти предоставили ряд документов, включая копию истории болезни заявителя, доклада медицинской комиссии от декабря 2013 года. Ссылаясь на эти материалы, сторона РФ заявила, в частности, что Патранин получил надлежащую медпомощь.

Российские власти, среди прочего, указали на тот факт, что заявитель не подал жалобы об отсутствии эффективной медицинской помощи в российские суды и не оспорил отказ властей разрешить его медицинское обследование. Таким образом, по мнению стороны РФ, он не исчерпал всех средств правовой защиты на родине.