МОСКВА, 21 апр – РАПСИ, Александр Панфилов. Высшая судебная инстанция ФРГ постановила, что часть положений закона, вступившего в силу в 2009 году и наделяющего уголовную полицию Германии полномочиями по слежке за лицами, подозреваемыми в терроризме, не соответствует конституции страны, сообщила в четверг DeutscheWelle.

По заявлению Конституционного суда ФРГ, находящегося в Карлсруэ, несмотря на то, что расширенные полномочия по осуществлению тайного наблюдения, предоставленные федеральной криминальной полиции (ФУП), в принципе соответствуют конституции страны, действующая правовая база, на основе которой такие полномочия осуществляются, в некоторых случаях не отвечает конституционному принципу пропорциональности.

В 2009 году закон о наблюдении за лицами, подозреваемыми в терроризме, расширил следственные полномочия ФУП, позволив полиции осуществлять слежку за компьютерами граждан, используя троянские вирусы, способные скрытно собирать информацию, записанную на жестких дисках. Более того, закон дает ФУП полномочия устанавливать подслушивающие устройства, вести видеосъемку и фотографировать жилища подозреваемых в терроризме лиц, а также места их временного пребывания. По этому закону, ФУП также позволено вести прослушку стационарных и мобильных телефонов подозреваемых и отслеживать их перемещения по координатам совершения звонков с мобильных телефонов.

Кроме того, закон 2009 года позволяет ФУП вести сбор данных в качестве превентивной меры, вне рамок уголовных расследований террористических актов. В 2008 году журнал DerSpiegel сообщил о заявлении МВД ФРГ, сделанном в то время, в котором министерство признавало тот факт, что схожие следственные полномочия уже были предоставлены полицейским силам земель, а также другим федеральным разведывательным организациям, включая федеральную разведслужбу БНД, военную контрразведку и Федеральное ведомство по охране конституции.

По сообщению DeutscheWelle, решение Конституционного суда ФРГ затрагивает пункты, вызвавшие обеспокоенность, однако не отменяет закон в целом.

В частности, в мотивировочной части своего решения Конституционный суд ФРГ указал, что «в отношении требований законодательства, касающихся проведения мероприятий по скрытному наблюдению, положения, введенные в 2009 году, являются отчасти слишком неконкретными». По заявлению суда, закон должен быть конкретизирован и уточнен. «[Некоторым частям] закона не хватает дополнительных гарантий, обеспечивающих верховенство закона, особенно гарантий защиты важнейших аспектов частной жизни и гарантий прозрачности, правовой защиты личности и судебного надзора».