МОСКВА, 21 ноя — РАПСИ. Россия в целом прислушалась к рекомендациям Группы государств по борьбе с коррупцией (ГРЕКО) в части криминализации преступных деяний и прозрачности политического финансирования, говорится в обнародованном в понедельник отчете организации.

Из 21 рекомендации, которые были даны России в 2012 году, на сегодняшний день выполнены 11. Согласно выводам отчета, оставшиеся рекомендации выполнены частично.

В ГРЕКО положительно оценивают введение концепции сторонних выгодоприобретателей в положениях о подкупе и приветствуют внесение в парламент нового законопроекта, направленного на усиление ответственности за коррупцию.

Что касается раздела о прозрачности политического финансирования, в организации положительно оценивают последние законодательные инициативы. В частности, Федеральный закон «О политических партиях» изменен в целях повышения прозрачности финансирования партий из разных источников, включая членские взносы и займы, а также введения независимого аудита партийной отчетности и возложения на избирательные комиссии ответственности за осуществлением контроля по вопросам финансирования партий, говорится в отчете.

Кроме того, Федеральный закон «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» и законы о выборах пересмотрены для устранения противоречий.

Новые составы правонарушений в области основного финансирования партий введены в Кодекс об административных правонарушениях. Для партий установлены административные взыскания, существенно увеличились суммы штрафов, которые могут быть наложены за нарушения правил финансирования избирательных кампаний, применение административной ответственности распространено на более широкий круг должностных лиц.

Наконец, принят ряд практических мер, включая изменение Центральной избирательной комиссией форм партийной отчетности и отмену ряда нормативных актов, которые перестали применяться.

Вместе с тем в организации обращают внимание на реформу антикоррупционных положений российского Уголовного кодекса. По мнению ГРЕКО, эта реформа «представляет cобой значительный шаг назад в сравнении с предыдущим законопроектом».

Об этом можно судить, в частности, по тому, что из положений о взяточничестве в публичном секторе были исключены различные формы коррупционного поведения, и положения не охватывают однозначно все неправомерные преимущества. Те же проблемы в ГРЕКО усматривают и при анализе положений о коммерческом подкупе, которые ограничены лицами, выполняющими руководящие функции, что противоречит требованиям Конвенции об уголовной ответственности за коррупцию. Более того, поправки не вводят отдельные положения о торговле влиянием, как предусматривалось предыдущим проектом, отмечается в докладе.

Там же говорится о том, что предложения криминализировать взяточничество третейских судей, ратифицировать Дополнительный протокол к Конвенции об уголовной ответственности за коррупцию, а также продлить срок давности привлечения к уголовной ответственности за дачу взятки реализованы частично.

Россия присоединилась к Конвенции Совета Европы об уголовной ответственности за коррупцию в феврале 2007 года, вступив, таким образом, в ГРЕКО. В декабре 2008 года Россия направила в организацию первый отчет о противодействии коррупции.