МОСКВА, 14 мар — РАПСИ. Европейский суд по правам человека в Страсбурге признал нарушение прав члена бандподполья в Чечне Арсана Мукаева, который пожаловался на то, что признательные показания о причастности к убийству российских военнослужащих и сотрудников правоохранительных органов были даны им под давлением и пытками. Сумма компенсации, присужденной отбывающему пожизненный срок мужчине, составляет 50 тысяч евро, включая расходы на адвокатов.

По информации Генеральной прокуратуры РФ, Мукаев был признан виновным в совершении 13 убийств на территории Чечни в составе группы боевиков, которую возглавлял Ислам Чалаев. В частности, его имя связывали с убийством заместителя прокурора города Грозного Владимира Мороза.

Находившийся в розыске Мукаев был задержан в 2006 году в Казахстане и выдан российским властям.

Решением Верховного суда Чеченской Республики мужчина в июне 2007 года был приговорен к пожизненному заключению по обвинению в участии в вооруженной группе, посягательстве на жизнь сотрудников правоохранительных органов, совершении убийства и разбое, незаконном обороте оружия, хищении оружия, умышленном уничтожении имущества. Приговор с учетом признательных показаний вступил в законную силу в ноябре 2007 года.

Между тем в своей жалобе в ЕСПЧ Мукаев настаивал на том, что во всем сознался под давлением. По его словам, при конвоировании он подвергался физическому насилию, которое не прекращалось и по прибытии в Грозный, где в местном отделении милиции (в ходе реформы МВД РФ в 2011 году переименована в полицию – ред.) его регулярно избивали с применением электрошокера.

В жалобе в ЕСПЧ отмечается, что мужчина впервые подал в прокуратуру с заявление об истязаниях в марте 2006 года. В возбуждении дела ему отказали в общей сложности шесть раз, и в июне 2007 года Мукаев обратился в суд. Дело дошло до Верховного суда Чеченской Республики, который в августе 2008 года оставил в силе решение о неприемлемости обращения.

В Страсбургском суде Мукаев заявил о нарушении его прав, гарантированных статьей 3 (запрещение пыток) Европейской конвенции о правах человека, а также статьей 13 (право на эффективное средство правовой защиты). Кроме того, мужчина сослался на статью 6 (право на справедливое судебное разбирательство) Конвенции, обратив внимание в том числе на то, что у него не было возможности выбрать адвоката для защиты. В результате ЕСПЧ признал нарушение прав Мукаева по статьям 3 и 6.