МОСКВА, 5 июл — РАПСИ. Комиссия по ценным бумагам и биржам США пытается через суд остановить поток «фейковых новостей», который в эпоху Интернета и соцсетей захлестнул не только сферу политики, но и рынок, сообщает в среду американское издание The Washington Post.
Только за последний год Комиссия направила в суды иски против более чем десятка компаний и лиц, обвиняя их в публикации ложных экономических новостей под маской «независимого анализа» рынка на добропорядочных сайтах, посвященных финансам, включая Forbes и Seeking Alpha, а также в Twitter, Facebook и ряде других социальных медиа.
Так, в иске, поданном против основанной в 2011 году бывшей голливудской актрисой Камиллой Бьорлин фирмы Lidingo, Комиссия утверждает, что компания предлагала заинтересованным лицам свои услуги по «накачке и сбросу» курсов акций путем публикации десятков заказных статей, написанных под псевдонимами или от имени вымышленных лиц с липовыми научными степенями. В частности, Lindigo однажды удалось на 925 процентов повысить курс акций небольшого фармацевтического предприятия. За свою работу Бьорлин получала от фармацевтической фирмы выплаты в размере 20 тысяч долларов в месяц и опционы на акции. Дополнительные доходы Lidingo иногда приносил и шантаж клиентов, которым в случае отказа предоставить опционы мошенники угрожали «уронить» курс акций.
Еще в 2015 году Комиссия обвинила в мошенничестве трейдера из Шотландии, который публиковал в Twitter «фейковые новости», вызвавшие падение курсов двух компаний на 28 и 16 процентов соответственно, и нанесшие их акционерам убытки в размере более 1,6 миллиона долларов.
Также внимание Комиссии привлекла компания из Флориды DreamTeam, которая «торговала» своими возможностями оказывать влияние на рынок посредством «разветвленной социальной онлайн сети», запрашивая с клиентов по 25 тысяч долларов за каждые три месяца проведения в ней «PR кампании». Основатель DreamTeam урегулировал претензии Комиссии, выплатив более 100 тысяч долларов в рамках досудебной сделки.
Недавно Комиссия выпустила специальное извещение для инвесторов, в котором предупредила их об опасности угодить в ловушку схем с использованием «фейковых новостей» в социальных сетях, поскольку масштабы кампаний, ведущихся одновременно через большое количество интернет-страниц, оказывают на рынки гораздо большее влияние, чем издавна известные мошеннические действия через почтовые рассылки или распространение слухов.