МОСКВА, 27 окт – РАПСИ, Владимир Ядута. Противоречия между Москвой и Страсбургским судом обусловлены разными подходами к толкованию Европейской конвенции по правам человека, сообщил Министр юстиции РФ Александр Коновалов в пятницу на проходящей в Москве конференции LF Академии «Россия и ЕСПЧ: право быть услышанным» под эгидой Петербургского Международного Юридического Форума».

«Противоречия возникают исключительно на стадии толкования Конвенции конкретными судьями, юристами, аппаратом суда, и это толкование, в некоторых случаях, пока очень немногочисленных, вступает в противоречие с позицией российских властей, российских юристов. И мы считаем, что приоритет в толковании Конвенции применительно к Российской Конституции остается за Конституционным судом (КС) Российской Федерации», — сказал, в частности, Коновалов.

При этом, по его словам, никаких противоречий между Европейской конвенцией по правам человека и Конституцией РФ нет, в то время как страхи, связанные с расширением полномочий КС в части практики ЕСПЧ, не оправдались.

«Страхи, которые, как нам кажется, поначалу имели место в связи с новыми полномочиями Конституционного суда России, по сути, оценивать применимость отдельных решений ЕСПЧ в российской юрисдикции, оказались в значительной степени преувеличенными», — отметил министр.

«Россия, став участником Европейской конвенции, признала положения данного международного договора и то, что мы сегодня проводим данную конференцию, говорит о том, что мы хотим положения этого договора максимально безупречно исполнять, находить общие подходы, общие аспекты в толковании Конвенции», — пояснил Коновалов. Косвенным свидетельством этого может служить сокращение количества жалоб против России, которые поступают в ЕСПЧ. Так, по словам министра, количество жалоб против РФ за последние 4 года сократилось в 3,5 раза, и сегодня их количество составляет менее 8 тысяч.

По словам Коновалова, два фактора имеют первостепенное значение: возможность граждан России защищать свои интересы и права в собственной юрисдикции и снижение количества предпосылок для рассмотрения жалоб российскими судами.

В то же время, по словам министра, есть определенные вопросы и, соответственно, трудности с исполнением со стороны России отдельных постановлений ЕСПЧ, и это должно стать предметом диалога.

«Российская Федерация оценивает сегодняшнюю практику Европейского суда в части признания так называемого эффективного контроля над территориями, который не относится к территории Российской Федерации, неприемлемой для себя. Мы неоднократно говорили о том, что как бы дальше не мультиплицировались эти походы в практике Европейского суда, как бы не множились решения, которые в соответствии с этой концепцией суд будет выносить, эти решения Россия исполнить не сможет. Этот вопрос нуждается в очень серьезном обсуждении», — отметил Коновалов.