МОСКВА, 25 июл — РАПСИ. Судебный орган, призванный исполнить европейский ордер на арест, должен воздержаться от этого в случае, если право лица, которое подозревается в совершении правонарушения и на которое распространяется действие ордера, на справедливое судебное разбирательство может быть нарушено в стране, требующей выдачи этого лица, говорится в постановлении суда ЕС в Люксембурге.

Люксембургский суд дал свое заключение в связи с рассматриваемым в Высшем суде Ирландии дела гражданина Польши. Мужчина, имя и фамилия которого не раскрываются, был задержан на территории Ирландии 5 мая 2017 года на основании выданного польскими властями ордера на его арест в связи с подозрениями в причастности к наркоторговле. От экстрадиции в Польшу мужчина отказался на том основании, что ввиду реформирования местной судебной системы он не может рассчитывать на справедливое разбирательство.

Высший суд Ирландии после отказа обратился за разъяснениями в Люксембургский суд. На практике национальному суду необходимо, во-первых, выяснить, существует ли реальный риск нарушения права человека на справедливое разбирательство из-за недостатков в системе правосудия. Во-вторых, суд должен установить, не подвергнется ли конкретное лицо, на экстрадиции которого настаивают власти третьей страны, такому риску. Кроме того, ирландский суд интересовало, какую информацию он может запросить у польской стороны или каких гарантий потребовать, чтобы снизить риск, которому может быть подвержено разыскиваемое лицо.

В заключении Люксембургского суда отмечается, что отказ от исполнения европейского ордера на арест является исключительным случаем, учитывая принцип взаимного признания, лежащего в основе соответствующей процедуры, и это исключение должно строго толковаться.

Далее, европейский суд подтверждает складывающуюся практику: судебный орган, призванный исполнить европейский ордер на арест, должен воздержаться от этого на основании исключительности при наличии реальной угрозы того, что право разыскиваемого лица на справедливое разбирательство будет нарушено.

Чтобы определить степень риска для лица, в отношении которого выдан европейский ордер на арест, исполнительный судебный орган должен изучить, насколько системные недостатки сказываются на работе судов, в компетенцию которых входит рассмотрение дела этого лица. В случае если эти недостатки оказывают влияние на суды, исполнительному судебному органу следует ознакомиться с данными личного характера, а также информацией по правонарушению, в совершении которого подозревается разыскиваемое лицо и в отношении которого выдан ордер на арест.

Наконец, исполнительный судебный орган вправе запросить у властей страны, выдавшей ордер на арест, любую дополнительную информацию, которую он считает необходимой для оценки ситуации и, соответственно, принятия решения по ордеру на арест.