МОСКВА, 9 окт — РАПСИ. Кассационный суд Франции запросил мнение Европейского суда по правам человека (ЕСПЧ) в рамках Протокола 16 к Европейской конвенции о защите прав человека, сообщает во вторник издание Jurist.

Протокол, который вступил в силу 1 августа 2018 года, предусматривает возможность диалога высших национальных инстанций с ЕСПЧ, в том числе проведение консультаций по различным правовым вопросам.

Французский суд обратился к ЕСПЧ по делу о суррогатном материнстве. Поскольку подобная практика находится под запретом во Франции, власти страны отказались признать свидетельства о рождении двух девочек-близнецов, появившихся на свет в США, в которых были указаны данные их «небиологической» матери, добивавшейся подтверждения своих родительских прав.

В своем запросе кассационная инстанция поставил перед Страсбургским судом вопрос: представляет ли собой отказ в признании правомерно выданного в другом государстве свидетельства о рождении детей, появившихся на свет посредством суррогатного материнства, нарушение права на уважение частной и семейной жизни, гарантированного статьей 8 Конвенции?

Кроме того, судьи Кассационного суда попросили ЕСПЧ высказать мнение в отношении того, нарушают ли власти Франции свои обязательства, налагаемые на них Конвенцией, настаивая на том, что мать должна усыновлять своих детей вместо того, чтобы признать выданное ей в иностранном государстве свидетельство о их рождении.

В соответствии с Протоколом 16 запросы на получение консультационных заключений по вопросам толкования или применения Конвенции рассматриваются Большой палатой ЕСПЧ. В случае положительного решения, Страсбургский суд может попросить запрашивающую сторону, а также любую иную сторону по своему усмотрению представить письменные заявления или принять участие в слушаниях. Несмотря на то, что консультативные заключения ЕСПЧ носят лишь рекомендательный характер, они представляют собой элемент его судебной практики и в этом качестве потенциально могут оказывать влияние на его будущие решения.

Стоит отметить, что именно Франция обеспечила вступление Протокола в силу, став десятым государством-членом Совета Европы, ратифицировавшим документ.