МОСКВА, 31 янв — РАПСИ. Судья Европейского суда по правам человека (ЕСПЧ) от Российской Федерации Дмитрий Дедов выступил с особым мнением, расходящимся с мнением большинства судей, решением которых в пользу депортированных из РФ осенью 2006 года граждан Грузии должно быть выплачено 10 миллионов евро.

Несмотря на то, что принятое судом постановление о выплате компенсации свидетельствует о положительном развитии прецедентного права в качестве ориентира в вопросе исполнения постановления по существу дела, Дедов полагает, что оно не решает основную проблему касательно принципов распределения возмещения.

Судья от РФ выразил сожаление, что ЕСПЧ не позволил российским властям самостоятельно, хотя и в сотрудничестве с Грузией, назначать индивидуальные компенсации, что, по его мнению, не отвечает контексту международных отношений между суверенными государствами.

Постановление ЕСПЧ о выплате компенсации в том виде, в котором оно было принято, оставляет в исключительном ведении властей государства-заявителя, в данном случае Грузии, создание эффективного механизма распределения компенсаций, причем лишь после того, как оно получит назначенную ЕСПЧ сумму. Такой алгоритм, указывает Дедов, исключает любое участие государства-ответчика в распределении возмещения, что в данном случае подрывает статус России как члена Совета Европы.

По мнению Дедова, в вопросе процедуры исполнения постановлений Страсбургский суд должен исходить из того, рассматривается ли индивидуальная жалоба или межгосударственная.

Кроме того, в своем отдельном мнении Дедов отметил, что он также не поддержал постановление ЕСПЧ по жалобе Грузии по существу. Тогда судья от РФ указал, что суд не учел некоторые ключевые моменты. Так, конфликт между сторонами, по мнению судьи, имел политический подтекст, что сильно затруднило установление истины.

Также Дедов заявлял, что на решение ЕСПЧ повлияли доклады правозащитных организаций, которые предвзято отнеслись к этому конфликту, заняв сторону Грузии. Тогда он предложил Страсбургскому суду разрешать межгосударственные споры только после проведения сторонами переговоров, направленных на смягчение политической и эмоциональной напряженности в отношениях, без чего, отмечал Дедов, успешный рациональный анализ подобных дел невозможен.

Напомним, что власти Грузии обратились в Страсбургский суд с жалобой еще в марте 2007 года, заявив о якобы имевших место массовых задержаниях и депортации своих граждан из России.

В Тбилиси настаивали, что эти «репрессивные меры» стали ответом на арест четырех российских офицеров в сентябре 2006 года, что она была избирательной и целенаправленной в отношении граждан Грузии.

Российская сторона оспорила утверждения Тбилиси, сообщив суду, что в означенное время проводился комплекс мер, направленных на борьбу с нелегальной миграцией, и что эти меры не были направлены исключительно против граждан Грузии.

Постановление о частичном признании заявленных нарушений Большая палата ЕСПЧ вынесла в июле 2014 года.