МОСКВА, 25 апр — РАПСИ. Власти Армении нарушили права Левона Тер-Петросяна на эффективное средство правовой защиты и свободу собраний во время мартовских волнений 2008 года, следует из постановления Европейского суда по правам человека (ЕСПЧ) в Страсбурге.
В марте 2008 года армянская оппозиция во главе с Тер-Петросяном проводила в центре Еревана митинги, выражая недовольство итогами голосования на президентских выборах, в которых победил Серж Саргсян. Акции протеста вылились в беспорядки и столкновения митингующих с силами правопорядка, в результате которых погибли десять человек, около 200 были ранены.
Тер-Петросян заявил о том, что он был в принудительном порядке удален с митинга на площади Свободы и помещен под домашний арест. В результате политик заявил о нарушении статьи 5 (право на свободу и безопасность), статьи 2 протокола 4 (право на свободу передвижения), статьи 11 (свобода собраний и объединений) и статьи 13 (право на эффективное средство правовой защиты) Конвенции по правам человека.
Кроме того, ссылаясь на статью 14 (запрещение дискриминации), заявитель подчеркивал, что подвергался дискриминации из-за своих политических убеждений.
Власти Армении оспорили аргументацию Тер-Петросяна. В частности, утверждалось, что митингующие проявляли агрессивное поведение в отношении органов правопорядка, а сам политик якобы попросил доставить его домой и впоследствии не желал его покидать. Сотрудники полиции, по утверждению властей Армении, были размещены рядом с его домом в рамках общих мер по обеспечению безопасности.
В августе 2008 года заявитель обратился в ЕСПЧ.
Позиция ЕСПЧ
В постановлении суда указывается, что палата не пришла к единому мнению относительно того, был ли заявитель лишен свободы или сталкивался с ограничением свободы передвижения. Из-за отсутствия убедительных и недвусмысленных доказательств суд счел аргументацию по статье 5 и статье 2 протокола 4 Конвенции недостаточно обоснованной и отклонил жалобу.
ЕСПЧ на основании предыдущих постановлений напомнил, что разгон митинга 1 марта 2008 года не имел достаточного обоснования и проходил при сомнительных обстоятельствах, по-видимому, без предложения мирного разрешения конфликта и с чрезмерным применением силы. В связи с этим суд установил, что было нарушено право заявителя, гарантируемое статьей 11 Конвенции.
Также в постановлении указывается, что суд счел неубедительной предоставленную властями Армении аргументацию, что заявитель не исчерпал средства правовой защиты, и что у него, в частности, была возможность начать разбирательство из-за действий правоохранительных органов в соответствии с внутренним законодательством, поскольку отсутствует примеры эффективного применения предлагаемой властями правовой нормы. На этом основании суд установил факт нарушения статьи 13 Конвенции.
В свою очередь, утверждение заявителя о дискриминации в связи с его предполагаемым домашним арестом суд также счел необоснованным, поэтому не нашел оснований для признания нарушения статьи 14 Конвенции.
Наконец, суд отметил, что Тер-Петросян не заявил надлежащим образом требование о справедливой компенсации.