МОСКВА, 28 мая — РАПСИ. Госкорпорация ВЭБ.РФ (в прошлом Внешэкономбанк) обратилась к суду в США с просьбой аннулировать запрос данных в рамках исполнительного производства по так называемому делу "библиотеки Шнеерсона".

Американское общество Агудас Хасидей Хабад инициировало разбирательство в Федеральном суде округа Колумбия еще в 2005 году, потребовав от России передать ему коллекцию книг любавичского раввина Йосефа Ицхака Шнеерсона. Российская сторона поставила вопрос о том, вправе ли американский суд рассматривать поданный иск, в 2009 году отказавшись от участия в разбирательстве. 

В июле 2010 года американский суд вынес решение в пользу иудейского религиозного общества, постановив, что коллекция книг должна быть передана Россией его представителям. Ввиду неисполнения этого решения истец подал ходатайство о штрафных санкциях в отношении РФ. Против этого в августе 2012 года выступили власти Соединенных Штатов, пояснившие, что в силу закона об иностранном суверенном иммунитете добиться выплат будет невозможно. Кроме того, решение о введении штрафных санкций негативно скажется на возможностях мирного урегулирования спорного вопроса по дипломатическим каналам, настаивали американские власти. 

Тем не менее в январе 2013 года суд установил штраф в 50 тысяч долларов в день, и к октябрю 2015 года сумма достигла 43,7 миллиона долларов. 

С целью взыскания этих средств истец направил запросы о предоставлении информации дочерней структуре Сбербанка — Sberbank CIB. Позднее запросы были направлены также PMorgan Chase, Citibank и Citigroup — истец потребовал предоставить документацию о счетах, находившихся в управлении финансовых учреждений в интересах РФ.

Агудас Хасидей Хабад в марте 2018 года обратилось в суд с требованием об ужесточении санкционного режима ввиду неисполнения решения о передаче библиотеки. 

В марте этого года общество обратилось в американский суд за разрешением на получение информации об активах и финансовых операциях на территории США ГК ВЭБ.РФ.

Госкорпорация требует, в свою очередь, аннулировать этот запрос. "ВЭБ образован в соответствии с российским федеральным законом, в соответствии с которым ВЭБ действует независимо от правительства Российской Федерации, — говорится в соответствующем ходатайстве, с которым ознакомилось РАПСИ. — Взаимодействие Российской Федерации с ВЭБом прямо ограничено российским федеральным законом".

"Государственные структуры РФ, органы ее субъектов и местного самоуправления не могут вмешиваться в направленную на достижение деловых целей деятельность банка, — указывается в документе. — Российский закон также прямо предусматривает, что активы ВЭБ.РФ являются собственностью банка, который не может быть привлечен к ответственности за долги Российской Федерации". 

Согласно американскому законодательству, запрос на раскрытие информации может быть удовлетворен только в том случае, если необходимо установить местонахождение активов должника и их источник. Однако поскольку ВЭБ.РФ не является должником по решению суда и не контролируется государственными органами РФ, требования Агудас Хасидей Хабад являются незаконными, а запрашиваемая информация не будет способствовать обеспечению исполнения решения американского суда о передачи коллекции, следует из документа. 

Подчеркивается, что самостоятельным юридическим статусом государственной компании можно пренебречь лишь в том случае, если данная компания контролируется суверенным собственником (государством), выступая в качестве его агента (правило Bancec). Но банк является единственным бенефициаром в отношении своих активов и прибыли и не имеет никакого отношения к делу "библиотеки Шнеерсона", его прибыль реинвестируется в саму организацию, а должностные лица РФ не управляют финансовыми операциями, поэтому правило Bancec в данном случае не работает.