МОСКВА, 23 янв — РАПСИ. Комитет по вопросам внутреннего рынка и защиты прав потребителей (IMCO) Европейского Парламента принял резолюцию о реализации товаров и услуг с использованием технологий на базе искусственного интеллекта (ИИ) и систем автоматизированного принятия решений, сообщает пресс-служба органа.

«Комитет отметил потенциал технологических достижений на сегодняшний день, но выделил три важных вопроса, которые необходимо решить. Мы должны обеспечить защиту и повысить доверие потребителей, правила ЕС по безопасности и ответственности за продукты и услуги должны соответствовать целям в цифровую эпоху, а базы данных, используемые в автоматизированных системах принятия решений, должны отвечать высоким стандартам качества и быть беспристрастными», — сообщила руководитель Комитета Петра де Саттер.

Члены Европейского Парламента отметили, что особое внимание будет уделено соблюдению продавцами товаров и услуг недавно принятых стандартов Европейского Союза в области защиты прав потребителей. В частности, это касается требования информировать клиента в ситуациях, когда условия предоставления товара или услуги персонализированы с учетом его модели поведения на рынке, сформированной при помощи компьютерных алгоритмов на основе «больших данных».

При этом в процессе профилирования не допускается в качестве критериев использовать признак национальности, место жительства или временного прибывания. В противном случае, напоминает комитет, это будет способствовать укреплению дискриминации и предрассудков в отношении определенных категорий граждан, что негативно влияет на их доверие к рынку.

Потребитель, в свою очередь, при совершении покупки товара или получении услуги должен обладать исчерпывающей информацией о том, каким образом алгоритмы функционируют и как было принято решение в его случае.

Сами алгоритмы должны быть «высокого качества и демонстрировать беспристрастность», а в случае возникновения каких-либо разногласий между сторонами должна существовать регламентированная процедура проверки и обжалования процесса реализации подобных товаров и услуг. При этом государства-члены должны определить перечень организаций, к которым могут обратиться покупатели в случае возникновения проблем.

«В конечном счете человек всегда должен нести ответственность за решение [принятое с использованием автоматизированных систем — прим.ред.] и иметь возможность его отменить» — подчеркивается в документе. В особенности, по мнению евродепутатов, это затрагивает сферы медицины, юриспруденции и бухгалтерии.

В пресс-релизе Комитета по вопросам внутреннего рынка и защиты прав потребителей (IMCO) отмечается, что в ближайшее время им будет проведен всесторонний анализ существующих проблем в правовом поле ЕС, в частности, правил безопасности ЕС при распространении определенных категорий товаров на онлайн-платформах. В ходе работы среди прочего будут изучены Директива (2006/42/EC) о безопасности машин и оборудования, Директива (2009/48/EC) о безопасности игрушек, Директива (2014/53/ЕС) о радиооборудовании и Директива (2001/95/ЕС) об общей безопасности продукции.

Это, в свою очередь, будет способствовать установлению гарантий того, что правила соответствуют целям Европейского Союза, потребители защищены от вреда, а производители четко понимали свои обязательства и имели ясность относительно того, как использовать существующие технологические достижения. Доклад ожидается к 19 февраля 2020 года, отметили в Комитете.