МОСКВА, 21 сен — РАПСИ. Европейский суд по правам человека коммуницировал жалобу против властей Польши (21181/19), поданную судьей Варшавского окружного суда Игорем Тулея касательно последствий разбирательств в Дисциплинарной палате Верховного суда для его профессиональной репутации и частной жизни.

Имя заявителя хорошо известно в международных юридических кругах ввиду его участия в целом ряде судебных разбирательствах, получивших широкое освещение в СМИ, но в первую очередь из-за публичной критики начатой в 2015 году реформы системы национальной юстиции — именно Тулея является одним из тех, кто поставил под сомнение в суде Европейского Союза независимость судебных органов Польши.

В ЕСПЧ сообщили, что в жалобе судьи говорится о предполагаемом нарушении его права на уважение частной и семейной жизни (статья 8), на эффективное средство правовой защиты (статья 13) и свободу выражения мнения (статья 10) Европейской конвенции по правам человека.

По мнению заявителя, семь дисциплинарных производств, инициированных из-за его профессиональной и общественной деятельности, поставили под сомнение его репутацию как судьи, несоразмерны предполагаемым нарушениям и стали причиной негативной компании в СМИ, распространяющих оскорбительную и дискредитирующую информацию о нем и его частной жизни.

Среди прочего Тулея обратил внимание коллег в Страсбурге на отправленную по месту его работы посылку, предположительно содержащую бактерии сибирской язвы.

Дисциплинарная палата ВС Польши, о которой говорится в жалобе судьи, в апреле этого года была признана судом ЕС незаконным институтом в понимании законодательства содружества, поскольку регламентирующие ее документы не содержат гарантий независимости и беспристрастности этого органа, в то время как ее состав формируется под контролем парламентариев. Суд в очередной раз отклонил аргументы о неприемлемости претензий ввиду отсутствия у него должной юрисдикции, разъяснив, что, хотя организация правосудия и находится в компетенции национальных властей, они при этом обязаны соблюдать положения законодательства ЕС.

Реакция Евросоюза на реформу системы национальной юстиции Польши

Напомним, процесс внесения поправок продолжается с 2015 года. В ходе реформы целый ряд законодательных новелл вызвал широкий резонанс в Европейском Союзе, побудив его регуляторов начать диалог с национальными властями. Многие спорные ситуации дошли до Люксембургского и Страсбургского судов.

В частности, ЕСПЧ неоднократно указывал национальным властям на количество жалоб польских судей. Так, только в июне этого года им были приняты к рассмотрению три обращения касательно порядка формирования палат ВС страны.

В апреле этого года стало известно, что Еврокомиссия предоставила Польше два месяца для объяснения изменений в судебной системе и запустила официальную процедуру правовой оценки недавно принятого в Польше закона, расширившего полномочия правительства страны в вопросе наложения санкций на судей вплоть до их отправки в отставку. Претензии среди прочего касаются Палаты чрезвычайного контроля и общественных дел при ВС.

В июле Комитет по гражданским правам и свободам, правосудию и внутренним делам Европейского парламента утвердил проект промежуточного доклада касательно ухудшения ситуации в Польше с точки зрения функционирования законодательной и избирательной систем, независимости судебных органов и прав судей, а также защиты основных прав граждан.

В документе содержится призыв возобновить в отношении Польши процедуру в соответствии со статьей 7 Договора о Европейском Союзе, констатировав существование явной угрозы серьезного попрания ценностей сообщества, указанных в статье 2 Договора, и рассмотреть вопрос о приостановлении отдельных прав государства на уровне Евросоюза, включая возможность голосования в его Совете.

«За пятилетний срок правящее большинство [в Сейме Польши — прим.ред.] приняло целый ряд решений с использованием ускоренных парламентских процедур, без каких-либо уступок ни парламентской оппозиции, ни меньшинству, что серьезно подорвало ценности верховенства закона. Кроме того, ни одно другое правительство не сталкивается с четырьмя соответствующими процедурами за игнорирование постановлений Европейского суда в Люксембурге. Соблюдение законов ЕС — вот что значит быть государством-членом», — заявил председатель Комитета Европарламента Хуан Фернандо Лопес Агилар, добавив, что за финальную версию промежуточного доклада парламентарии планируют проголосовать на пленарном заседании в сентябре.

Одним из недавних последствий реформы стало решение властей Нидерландов приостановить экстрадицию в Польшу по европейскому ордеру на арест из-за опасений, что судебная система этой страны больше не отвечает стандартам и ценностям Европейского Союза, в том числе требованию независимости судейского корпуса.

Международная палата правовой помощи (IRK) при Окружном суде Амстердама, в ведении которой находятся вопросы экстрадиции, отмечает, что «с 2017 года независимость польских судов и, как следствие, право на справедливое судебное разбирательство находится под все большим давлением».

При этом в настоящее время на рассмотрении Европейского суда в Люксембурге находится обращение IRK, в котором палата просит суд пояснить, каким образом опасения властей Нидерландов относительно ситуации с судебной системой Польши влияют на европейскую систему экстрадиции.

«До тех пор, пока вопросы [в Люксембургском суде — прим.ред.] не будут прояснены, очевидно, что ни один человек не будет передан Польше», — говорится в заявлении IRK.