МОСКВА, 9 июн — РАПСИ. Еврокомиссия дала Берлину 2 месяца на разъяснение ситуации с прошлогодним решением КС Германии касательно Европейского центрального банка (ЕЦБ) и законности его программы покупки государственных облигаций — флагманской денежно-кредитной политики еврозоны.

В постановлении суда в Карлсруэ от 2020 года говорилось, что программа ЕЦБ частично нарушает законодательство, поскольку правительство и парламент страны не приняли надлежащего участия в оценке соразмерности решений центрального банка зоны евро.

В том же постановлении КС Германии содержалось предписание национальным регуляторам провести эту оценку. В противном случае Германии пришлось бы прекратить покупать облигации от имени ЕЦБ и разработать планы продажи уже принадлежащих ему на сумму более 500 миллиардов евро, что могло поставить под угрозу всю схему.

Однако эта угроза была предотвращена после того, как ЕЦБ обсудил пропорциональность покупки активов и предоставил Германии неопубликованные документы с соответствующим анализом. После их изучения немецкий министр финансов заявил, что таким образом требование КС страны было выполнено.

В письме Берлину Еврокомиссия, в свою очередь, утверждает, что данное решение КС Германии является прямым нарушением европейского законодательства, в частности, «принципов автономии, верховенства, эффективности и единообразного применения права Союза», а также соблюдения юрисдикции суда в Люксембурге, определенной в статье 267 Договора о функционировании Европейского союза (TFEU).

«КС Германии 5 мая 2020 года вынес решение по Программе закупок государственного сектора (PSPP) Европейского центрального банка (ЕЦБ), объявив ее «ultra vires» — выходящей за рамки его компетенции. В том же постановлении КС Германии также объявил постановление Суда («Генрих Вайс и другие») «ultra vires» — без передачи дела обратно в Суд [ЕС — прим. ред.]. Как следствие, немецкий суд лишил решение Европейского суда юридической силы в Германии, нарушив принцип верховенства права ЕС», — поясняется в решении высшего органа исполнительной власти ЕС.

При этом, по мнению Еврокомиссии, последующая позиции КС Германии не снимает вопросов относительно его первоначального постановления по программе ЕЦБ.

«Комиссия считает, что решение Конституционного суда Германии представляет собой серьезный прецедент как для будущей практики самого КС Германии, так и для верховных и конституционных судов и трибуналов других государств-членов», — подчеркивает Еврокомиссия.