МОСКВА, 22 июл — РАПСИ. Европейский суд по правам человека (ЕСПЧ) признал нарушение прав 8 судей Верховного суда (ВС) Украины, отстраненных от должности в обход установленной законом процедуры после проведенной в стране судебной реформы в 2016-2017 годах.

На основании новой редакции закона о "О судоустройстве и статусе судей" с декабря 2017 году на Украине начал работать обновленный вариант ВС, формируемый на конкурсной основе.

В его "новый" состав заявители не попали. Они сочли, что подобное отстранение без оснований является воспрепятствованием осуществлению ими судейских обязанностей, и ввиду чего решили обжаловать это в Конституционном суде (КС) Украины, но им было отказано.

Тем не менее закон все же дошел до рассмотрения КС Украины, и в феврале 2020 года он, принимая во внимание принцип несменяемости судей и  процедуру "ликвидации" ВС, постановил, что все его судьи должны продолжить свою работу в обновленной структуре. Спустя полгода парламент внес соответствующий законопроект, но он до сих пор не был принят, и заявители не могут возобновить исполнение своих обязанностей.

Жалоба (11423/19) в ЕСПЧ, в свою очередь, поступила в феврале 2019 года. В ней говорится о нарушении Украиной прав на доступ к суду и уважение частной жизни, гарантируемых пунктом 1 статьи 6 и статьей 8 Европейской конвенции по правам человека соответственно.

После изучения поднятой заявителями ситуации судьи в Страсбурге единогласно пришли к заключению, что эти права действительно были нарушены.

"Право на доступ к суду было одним из основных процессуальных прав для защиты членов судебной власти <…>. Тем не менее нет возможности [на Украине — прим.ред.] подавать индивидуальные жалобы в КС, который был единственной инстанцией, уполномоченной отменять положения рассматриваемого закона<…>", — говорится в пресс-релизе ЕСПЧ по вопросу о нарушении пункта 1 статьи 6 Конвенции.

Что касается факта, что заявители до сих пор не могут вернуться к исполнению служебных обязанностей, суд в Страсбурге счел это прямым вмешательством в их право на уважение частной жизни и, как следствие, констатировал его нарушение.