МОСКВА, 15 ноя — РАПСИ. Европейский суд по правам человека (ЕСПЧ) 16 ноября огласит свою позицию по жалобам двух адвокатов из Болгарии и Эстонии, заявивших о нарушении своих прав в ходе исполнения профессиональных обязанностей.

Жалоба против Болгарии была подана адвокатом Василом Василевым, узнавшим, что в 2010 году его телефонный разговор с доверителем прослушивался, был записан и транскрибирован. На тот момент заявитель представлял интересы бывшего министра обороны страны Николая Цонева.

Василев обратился с жалобой в прокуратуру Болгарии, утверждая, что телефонный разговор представлял собой адвокатскую тайну и, как следствие, все записи о беседе должны быть удалены. Заявителю было отказано.

В своей жалобе в ЕСПЧ Василев настаивает на нарушении Болгарией прав, гарантируемых статьей 8 (право на уважение частной и семейной жизни) и статьей 6 (право на справедливое судебное разбирательство) Европейской конвенции по правам человека (Конвенция).

Помимо заявления о незаконности прослушки и записи, Василев также считает, что в законодательстве Болгарии нет достаточно четких правил, регулирующих уничтожение случайно перехваченных коммуникаций между адвокатом и клиентом.

Также заявитель обращает внимание Страсбургского суда на то, что производство по его делу было засекречено. По мнению Василева, это было сделано для того, чтобы скрыть дело от внимания общественности. Жалоба рассматривается под номером 7610/15.

Жалоба против Эстонии была подана эстонским адвокатом Виктором Сяргавой. В 2018 году национальные власти санкционировали обыск его в юридической фирме, дома и осмотр автомобиля на том основании, что он подозревался в принадлежности к преступной организации. У адвоката среди прочего были изъяты ноутбук и мобильный телефон.

Сяргава обжаловал действия следствия, но заявление было оставлено без удовлетворения. Уголовное дело в отношении адвоката еще открыто, следует из материалов ЕСПЧ.

В рамках данной жалобы говорится о предполагаемом нарушении Эстонией статьи 8 Конвенции. Заявитель считает, что информация, содержащаяся на его портативном компьютере и телефоне, является адвокатской тайной и, следовательно, изъятие было незаконным. Страсбургский суд присвоил жалобе номер 698/19.