МОСКВА, 19 мая — РАПСИ. Европейский суд по правам человека (ЕСПЧ) не усмотрел нарушений прав сторонника «Свидетелей Иеговы» (признана экстремистской и запрещена на территории России), которому суд в Италии предписал воздерживаться от активного вовлечения дочери 2006 года рождения в свою религиозную организацию, следует из постановления по жалобе (дело №54032/18). 

Заявитель настаивал на предполагаемом нарушении государством-ответчиком статьи 14 (запрет дискриминации) в сочетании со статьей 8 (право на уважение частной и семейной жизни), рассматриваемой в свете статьи 9 (свобода мысли, совести и религии), Европейской конвенции по правам человека (Конвенция).

Согласно материалам дела, после развода супругов вопрос об опеке над их дочерью был передан на рассмотрение суда в Италии. В итоге было решено, что ребенок будет жить с матерью, проводя с отцом не менее 12 дней в месяц.

Впоследствии выяснилось, что отец ребенка, став последователем запрещенной в РФ экстремистской организации “Свидетели Иеговы”, начал брать с собой дочь на религиозные мероприятия, а также запрещал ей посещать занятия балетом, при этом скрывая этот факт от матери, следует из документов.

На этом фоне женщина обратилась в окружной суд в итальянском Ливорно, который, встав на ее сторону, предписал отцу воздерживаться от вовлечения дочери в религиозную организацию. В распоряжении суда пояснялось, что действия отца были «дестабилизирующими и стрессовыми» для ребенка. 

Впоследствии эта позиция была поддержана вышестоящими судебными инстанциями страны. Они также уточнили, что решение суда в Ливорно не означало, что мужчина не мог говорить о своих убеждениях с дочерью.

Располагающийся в Страсбурге ЕСПЧ, в свою очередь, постановил, что итальянские суды не проявили какого-либо дискриминационного отношения к отцу, которое, по его мнению, имело место в связи с его убеждениями.

В решениях национальных судебных инстанций была предпринята попытка найти выход из спорной ситуации между сторонами, исходя, прежде всего, из интересов ребенка, которые заключаются в том, чтобы он имел возможность расти в открытой и спокойной среде, сохранив свободу выбора, поясняется в постановлении ЕСПЧ.

При этом позиция судов Италии, как обращает внимание ЕСПЧ, не запрещала заявителю придерживаться принципов воспитания, которые он выбрал в отношении своей дочери, или собственных убеждений, его права на опеку или встречи также не были ограничены.

В итоге ЕСПЧ не обнаружил нарушения заявленных статей Конвенции.