МОСКВА, 25 авг – РАПСИ. Закон о цифровых услугах (Digital Service Act / DSA), предусматривающий усиление надзора за платформами технологических компаний в части модерации контента, хранения персональных данных пользователей, методов таргетинга пользователей и обмена данными с регулирующими органами, вступает в силу на территории Европейского Союза.

Новые требования напрямую касаются 19 крупнейших платформ, аудитория которых превышает 45 миллионов пользователей в ЕС. В списке сервисы признанной в России экстремистской корпорации Meta - запрещенные Facebook и Instagram, TikTok, платформа X, ранее известная как Twitter, AppStore - магазин приложений Apple, сервисы Google - Google Maps, Google Play, Google Search, Google Shopping и YouTube, а также AliExpress, Booking, LinkedIn, Wikipedia, Amazon Store, Bing, Pinterest, Snapchat, немецкий ритейлер одежды Zalando.

Ожидается, что, начиная с середины февраля 2024 года, положения закона будут распространяться также на другие платформы и сервисы, независимо от размера их аудитории.

По словам еврокомиссара по вопросам внутреннего рынка Тьерри Бретона, закон направлен, прежде всего, на защиту несовершеннолетних от вредоносного контента и борьбу с дезинформацией.

В случае выявления нарушений норм закона компании-владельцу платформы или сервиса грозит штраф в размере до 6% общего оборота, тогда как при повторном нарушении компании грозит запрет на деятельность на территории Евросоюза.

Учитывая последствия нарушений, Европейская комиссия до вступления в силу закона предложила компаниям-владельцам 19 платформ поучаствовать в своеобразном стресс-тестировании для оценки того, насколько эти платформы готовы к обнаружению, нивелированию и устранению системных рисков.

Сообщается, что в стресс-тестировании приняли участие по меньшей мере пять платформ - Facebook, Instagram, X, TikTok и Snapchat. В результате выяснилось, что ни одна из них не готова к полноценной работе в соответствии с DSA и необходима имплементация соответствующих решений.

Примечательно также, что две компании – Amazon и Zalando – в настоящее время оспаривают включение их в список 19 платформ.

Так, в июле этого года Amazon обратилась с заявлением в суд ЕС в Люксембурге, пытаясь уточнить, чем руководствовалась Европейская комиссия в своем выборе. В ожидании рассмотрения заявления компания обновила в своем магазине приложений Amazon Store функционал: у пользователей, в частности, появилась возможность сообщить о выявленной некорректной информации о продукте.

Что касается Zalando, ритейлер также подал заявление в Люксембургский суд, отметив, что не подпадает под критерий Европейской комиссии касательно аудитории в 45 миллионов пользователей. По свидетельству заявителя, покупки на платформе ежемесячно совершают около 31 миллиона активных пользователей.

Между тем 1 ноября 2022 года вступил в силу и со 2 мая 2023 года начал применяться Закон о цифровых рынках (Digital Markets Act / DMA). Как сообщается на сайте Европейской комиссии, DMA – это «закон ЕС, призванный сделать рынки цифрового сектора более справедливыми и конкурентными». Основная задача - определить участников цифровых рынков, которые могут иметь особую значимость для конкуренции и деятельность которых может повлечь негативные последствия для ее поддержания, а также для обеспечения прав третьих лиц.

Действие DMA распространяется на владельцев ключевых платформ (core platform), которые могут иметь статус «контролера» (gatekeeper). Таким статусом могут обладать крупные цифровые платформы – онлайн поисковые системы, магазины приложений, службы обмена сообщениями.