Владимир Ядута, обозреватель РАПСИ

 

Российским военным удалось освободить танкер "Московский университет", подвергшийся нападению морских пиратов в районе Сомали. В ходе операции было задержано 10 человек, один из нападавших убит. Ожидалось, что сомалийские пираты предстанут перед судом – неважно, перед каким. Хотя бы кенийским. В России они могли бы составить компанию своим "коллегам", которые проходят по так называемому делу Arctic Sea. Кстати, как раз сегодня Мосгорсуд огласил приговор одному из обвиняемых в захвате сухогруза летом 2009 года. Но в российской судебной практике, похоже, это будет пока единственный эпизод.

Уголовное дело – на память

В Минобороне сегодня подтвердили, что пираты, участвовавшие в захвате "Московского университета", отпущены. "Правовых основ для их задержания у нас нет", - сообщил глава Генштаба ВС РФ Николай Макаров.

Российская прокуратура, тем не менее, возбудила уголовное дело по ст. 227 Уголовного кодекса ("Пиратство"), которая, между прочим, предусматривает до 15 лет лишения свободы. Именно по этой статье проходят подозреваемые по делу Arctic Sea. Но кого теперь судить в случае с "Московским университетом"?

России некого удивлять

В декабре 2009 года в сходном положении оказались голландские моряки. Они были вынуждены освободить 13 сомалийских пиратов, задержанных в Индийском океане в связи с попыткой захватить грузовое судно. Как это ни странно, пираты оказались никому не нужны – с ним просто не знали, что делать. В итоге сомалийцев вернули на лодку, снабдив едой и топливом.

У пиратов свой закон

Многие государства, ведущие борьбу с морскими пиратами в Индийском океане, признают, что обезвредить их – это одно дело. Настоящая головная боль начинается потом, когда необходимо решать, что с ними делать дальше. По возможности оставаясь при этом в правовом поле. Обращение к национальному законодательству той или иной страны, которое периодически пытаются примерить к флибустьерам XXI века, ни к чему не приводит. Тема пиратов давно потеряла актуальность, и соответствующие разделы законодательства, оставшись невостребованными, поросли мхом и отстали от жизни.

В международном праве, как выясняется, ситуация ничуть не лучше. Тут все оказывается слишком неоднозначно и запутанно. Особенно если принять во внимание, что нападения в большинстве своем происходят в нейтральных водах, экипажи захваченных судов, как правило, интернациональные, равно как и шайки самих пиратов.

Когда речь заходит о "сомалийцах", то непременно следуют отсылки к Конвенции ООН по морскому праву 1982 года и Конвенции о борьбе с незаконными актами, направленными против безопасности морского судоходства 1988 года. В этих документах уделяется внимание пиратам. Генеральный прокурор РФ Юрий Чайка в интервью "Российской газете" (номер от 5 июня 2009 года) напомнил и о пользе Конвенции ООН от 2000 года против транснациональной организованной преступности.

Как показывает практика, международные акты сегодня просто не работают, и пираты стараются пользоваться многочисленными лазейками и брешами. Безусловно, не без помощи адвокатов, которые им предоставляются в обязательном порядке. Так, задержанные в марте 2009 года в Аденском заливе пираты подали иск против властей ФРГ. Гражданин Сомали Али Мохаммед A.Д., обвиняемый в разбойном нападении на немецкое торговое судно "Курьер", потребовал, в частности, возмещения материального и морального ущерба в связи с неправомерной передачей его кенийским властям. Ответчиками выступили сразу три министерства ФРГ - обороны, юстиции и иностранных дел.

Но несмотря даже на такие коллизии, достойный ответ на пиратскую проблему разные страны пытаются искать все же сообща.

Кения и Йемен не оправдали надежд

Первоначально сообща проблему попытались переложить на государства, ближе всего располагающиеся к ее эпицентру - Кению и Йемен. Вопросом, в каком состоянии находится  местное законодательство и насколько оно отвечает остро возникшим потребностям, мало кто задавался. По крайней мере, открыто об этом не говорили.

С Кенией в рамках широкомасштабной операции "Атланта", направленной на борьбу с сомалийскими пиратами, был заключен договор, по которому она обязалась их судить по все строгости закона и распределять по местным тюрьмам. Того же ждали от Йемена, и какое-то время все выполняли взятые на себя обязательства. Боевые корабли стран-членов Евросоюза и других государств курсировали в наиболее опасных водах, в то время как Йемен и Кения занимались отправлением правосудия. В свое время Йемену, кстати, были переданы пираты, в задержании которых принимали участие российские моряки.

Однако пиратов, как ожидалось, меньше не стало. Скорее, даже наоборот – бизнес разросся, и Кения устала. Ее не смог вдохновить даже выделенный на благое дело миллион долларов. Не помогло и ощущение собственной значимости: Кения отказывается судить сомалийских пиратов и по некоторой информации готова отказаться от имеющихся на этот счет договоренностей.

Россия пойдет другим путем

Российские власти всегда подчеркивали, что договоренности нужны, но не локальные, а более консолидированные, международные, и их следует четко соблюдать. Лучший вариант с этой точки зрения – создание специализированного международного трибунала под эгидой ООН, и работа в этом направлении с подачи Москвы идет уже как минимум год.

Так, президент РФ Дмитрий Медведев еще 4 мая 2009 года поручил генеральному прокурору Юрию Чайке подготовить плацдарм - разработать совместно с иностранными правоохранительными органами механизм уголовного преследования морских пиратов в рамках международного права (как говорится на сайте президента РФ). Уже через месяц, в июне Чайка все в том же интервью сообщил, что поручение президента выполнено.

Теперь задание проработать вопросы, связанные с созданием международной правовой базы для борьбы с пиратством, получат МИД и Минобороны. Об этой перспективе Дмитрий Медведев заявил 6 мая 2010 года.

США, как известно, семерых не ждут

В США в конце апреля были доставлены 11 сомалийских пиратов. Они предстали перед судом в городе Норфолк, штат Вирджиния - им уже предъявлены обвинения, которые были по традиции отвергнуты. Обвинение строится на том, что пираты якобы напали на ВМС США и существуют неопровержимые доказательства.

Примечательно, что США, несколько недель промариновав задержанных пиратов, все же решили судить их на своей территории. Даже несмотря на очевидные проблемы, в том числе с юрисдикцией. По словам экспертов, процесс, если он и состоится, будет проходить по принципу ad hoc.

Между тем судью, которому поручено дело, больше всего сейчас волнует то, что обвиняемые даже не понимают сути предъявленных им обвинений.