Михаил Васильевич Плетнев родился 14 апреля 1957 года в Архангельске, в семье профессиональных музыкантов. Отец – Плетнев Василий Павлович, баянист, окончил институт имени Гнесиных. Мать – Плетнева Ольга Дмитриевна, пианистка.

Вскоре после рождения Михаила семья Плетневых переехала в Саратов. Отец стал преподавателем, мать – концертмейстером в консерватории. Через год в связи с проблемами с жильем семья переехала в Казань.

В 7 лет Михаил поступил в специальную музыкальную школу-десятилетку при Казанской консерватории по классу фортепиано к преподавателю К.А. Шашкиной. В 13 лет он был переведен в Центральную музыкальную школу при Московской консерватории имени Чайковского в класс Е. Тимакина.

В 16-летнем возрасте Плетнев получил Гран-при на Международном юношеском конкурсе в Париже (1973). В 1974 году он поступил в Московскую консерваторию в класс профессора Я. Флиера.

В 1977 году Плетнев получил первую премию на V Всесоюзном конкурсе пианистов в Ленинграде, в 1978 году завоевал золотую медаль и первую премию на VI Международном конкурсе пианистов имени П.И. Чайковского в Москве. Член жюри конкурса, замечательный американский пианист и педагог Ю. Лист сказал: "У Плетнева сильный музыкальный ум, широкое мировоззрение. Но это не значит, что он играет одним рассудком. У него есть тот баланс сердца и ума, который так необходим музыканту".

В том же году Плетнев поступил в класс под руководством Л.Н. Власенко, лауреата премии имени Чайковского.

В 1979 году Плетнев с отличием окончил консерваторию, в 1981 году – аспирантуру у Л.Н. Власенко и стал ассистентом у него в классе. Через некоторое время у Плетнева появился свой класс фортепиано в Московской консерватории.

С 1981 года он являлся солистом Госконцерта. Плетнев постоянно расширял свой репертуар, который включал в себя сочинения различных эпох и стилей. В исполнительском багаже Плетнева-пианиста есть произведения Баха и Бетховена, Скрябина и Шостаковича, все фортепианное наследие Чайковского, недавно обнаруженные Семь фуг Грига и Симфонические этюды Шумана, произведения крупных форм Гайдна, Моцарта, Шопена «Пляска смерти» – парафраз на Dies Irac для фортепиано с оркестром Листа, концерты для фортепиано с оркестром Грига, Листа, Рахманинова. Критики особо отмечали плетневские интерпретации, его транскрипции для фортепиано сочинений Чайковского.

Слава пианиста-виртуоза закрепилась за Плетневым с первых его выступлений. Он много и с неизменным успехом гастролировал в России и за рубежом.

Плетнев-пианист выступал с замечательными дирижерами, такими как Аббадо, Ашкенази, Баршай, Бломстед, Гатти, Гергиев, Джулини, Инуе, Маазель, Нагано, Песек, Слаткин, Телеманн, Федосеев, Хайтинк, Шайли, Ярви и др., с Берлинским, Мюнхенским, Израильским, Лондонским, Чешским, Токийским филармоническими оркестрами, Национальным оркестром Франции, Берлинским симфоническим оркестром, Байрейтским симфоническим оркестром радио, Копенгагенским фестивальным оркестром, Симфоническим оркестром Сан-Франциско, Питсбургским симфоническим оркестром, Симфоническим оркестром Santa Cecilia, Chamber Orchestra of Europe. В мае 1995 года Плетнев выступил в Берлине с Берлинским симфоническим оркестром под управлением К. Зандерлинга в концерте в честь 50-й годовщины Победы над фашистской Германией в Великой Отечественной войне. Он также регулярно дает сольные концерты по всей Европе, в Японии и США.

Плетнева знают любители музыки в Амстердаме, Лондоне, Париже, Риме, Вене, Копенгагене, Мюнхене, Гамбурге, Франкфурте-на-Майне, Бонне, Кельне, Дюссельдорфе, Брюсселе, Милане, Цюрихе, Базеле, Женеве, Люцерне и т. д.

В 1990 году сбылась заветная мечта музыканта – создать независимый симфонический оркестр. В 1991 году, на взлете карьеры пианиста Плетнев дебютировал и как дирижер, после чего выступал в качестве приглашенного дирижера со многими ведущими оркестрами страны.

С момента основания Российского национального оркестра (РНО) и до 1999 года Плетнев являлся его художественным руководителем, главным дирижером и президентом фонда РНО.

Ровно через год после создания оркестр достойно выступил в Ватикане, в резиденции Иоанна Павла II. В последующие годы коллектив гастролировал в США, Японии, Юго-Восточной Азии, выступал в крупнейших музыкальных центрах Европы, на музыкальных фестивалях в Риме, Белграде, Берлине, Вене, Лондоне, Амстердаме, Женеве, Мадриде, на Сицилии, в концертных залах менее крупных городов. Оркестр дал множество концертов у себя на родине.

Свой оркестр Плетнев вывел в разряд лучших симфонических коллективов мира. В программы оркестра входят шедевры отечественной и зарубежной музыки: произведения Чайковского, Рахманинова, Римского-Корсакова, Стравинского, Шостаковича, Гайдна, Брукнера, Бетховена, Мусоргского, Лядова, Равеля, Скрябина, Танеева, Ляпунова, Вебера, Конюса, Делиба, Прокофьева, Моцарта, Россини, Брамса, Штрауса, Шнитке, Щедрина, Губайдулиной, Артемова... Российский национальный оркестр под управлением Михаила Плетнева за короткий срок получил широкое международное признание и числится в десятке лучших оркестров мира. Это единственный симфонический оркестр в России, который приглашается на записи на известнейшую западноевропейскую фирму "Deutsche Grammophon".

В октябре 1993 года Михаил Плетнев дирижировал Лондонским симфоническим оркестром, заменив в последнюю минуту заболевшего Мстсилава Ростроповича. Практически сразу был организован второй концерт с этим оркестром, где Плетнев выступил в роли дирижера и исполнителя одновременно.

В мае 1994 года в Берлине на праздновании по поводу вывода войск союзников из Германии Плетнев дирижировал Берлинским симфоническим оркестром.

Плетнева приглашают дирижировать многие выдающиеся оркестры мира. Среди них: Лос-Анджелеский, Лондонский, Роттердамский филармонические оркестры, Национальный симфонический оркестр Турции, Оркестр радио Северной Германии, Национальный Королевский шотландский оркестр и Шотландский камерный оркестр, Бирмингемский симфонический и Будапештский фестивальный оркестры, Стокгольмский симфонический оркестр радио и др.

Михаил Птенев также пишет музыку. Он – автор Триптиха для симфонического оркестра, Фортепианного квинтета, Фантазии на казахские темы для скрипки с оркестром, Транскрипции фрагментов балета «Анна Каренина» Родиона Щедрина.

Плетнев переоркестровал Первый и Второй фортепианные концерты Шопена, создал Каприччио для фортепиано с оркестром, сделал фортепианные переложения сюит из балетов "Щелкунчик" и "Спящая красавица". В 1997 году он написал Классическую симфонию в 4 частях, в 1998 году – Альтовый концерт с посвящением Ю. Башмету. Премьера Скрипичного концерта Бетховена в переложении для кларнета, сделанная Плетневым специально для М. Коллинза (Великобритания), состоялась в 1999 году. Традиционное рождественское выступление Российского национального оркестра в зале имени Чайковского в 1995 году вылилось в спектакль-концерт – музыкально-хореографическую феерию "Щелкунчик".

Множество выступлений пианиста в разных странах записано самыми крупными теле- и радиокомпаниями, выпущены его кассеты и диски. Фортепианный альбом с записью произведений Скарлатти (EMI – Virgin Classics, 1996), по мнению Music Magazine "Gramophone", – "это самая прекрасная игра, какая только может быть". Его записи произведений Чайковского, среди которых фортепианные переложения Плетнева сюит из балетов "Щелкунчик" и "Спящая красавица", вошли в антологию Philips Classics «Великие пианисты XX века».

С 1993 года Плетнев плодотворно сотрудничает с фирмой "Deutsche Grammophon"; компакт-диски с записями пианиста заслужили самую высокую оценку критики. На дисках записаны: фортепианные концерты Моцарта и Гайдна, Концертштюк для фортепиано с оркестром Вебера, Клавирные сонаты К.Ф.Э. Баха, сочинения Грига, в том числе Семь фуг, Рондо-Каприччиозо Мендельсона, "Хоровод гномов" Листа, Рапсодия на тему Паганини и Вариации на тему Корелли Рахманинова, диск с записью сочинений Шопена назван "Лучшей записью 1997 года". В эти же годы на компакт-дисках фирмы "Deutsche Grammophon» Российским национальным оркестром под управлением М. Плетнева записаны: шесть симфоний, "Итальянское каприччио", "Манфред", увертюры-фантазии "Гамлет" и "Ромео и Джульетта", фантазии "Буря" и "Франческа да Римини", "Торжественная увертюра 1812 год" Чайковского, три симфонии "Утес", "Симфонические танцы", поэма "Колокола", "Славянские танцы» Дворжака, Третья симфония, "Поэма экстаза" и «Прометей» Скрябина, кантата "Иоанн Дамаскин" Танеева, увертюры из опер "Вольный стрелок" и "Оберон" Вебера, симфонические картины "Баба Яга", "Волшебное озеро", "Кикимора" Лядова, Скрипичный концерт Бетховена в переложении для кларнета М. Плетнева (солист М. Коллинз), концерты Глазунова, Мясковского, Прокофьева, Кабалевского и многое другое.

В начале сезона 1999/2000 года Плетнев принял решение сложить с себя полномочия художественного руководителя, главного дирижера и президента фонда Российского национального оркестра, решив полностью сосредоточиться на творческой деятельности. Коллектив учредил для него звание – Почетный дирижер Российского национального оркестра. По просьбе оркестра Плетнев вновь возглавил РНО в январе 2003 года и вошел в сформированную коллективом Дирижерскую коллегию.

За заслуги перед российской музыкальной культурой Плетнев награжден орденом «За заслуги перед Отечеством» IV степени (1997), удостоен высоких званий: народный артист России (1989), лауреат Государственных премий (1982, 1993), лауреат премии Ленинского комсомола (1978), заслуженный артист Удмуртии (1979). М. Плетнев – лауреат премии "Award" (1996) – "Лучший пианист года" (своего рода музыкальный "Оскар") и музыкальной премии "Grammy" (2005).

В 2005 году альбом, записанный Михаилом Плетневым вместе с пианисткой Мартой Аргерих, удостоен "Грэмми" в номинации «лучшее исполнение камерной музыки». Диск, выпущенный "Deutsche Grammophon", включает сюиту из балета "Золушка" Сергея Прокофьева и цикл пьес для фортепиано "Моя матушка-гусыня" Мориса Равеля. Ранее этот альбом получил еще две престижные награды – "Diapason d’Or" и "Preis der Deutschen Schallplattenkritik".

В 2006 году Плетнев создал «Фонд поддержки национальной культуры» - организацию, целью которой наряду с обеспечением Российского национального оркестра является организация и поддержка культурных проектов самого высокого уровня, таких как Волжские турне, Мемориальный концерт памяти жертв страшной трагедии в Беслане, музыкально-образовательная программа «Волшебство музыки», разработанная специально для воспитанников детских домов и интернатов для детей с физическими и умственными отклонениями, абонементная программа в Концертном зале «Оркестрион», где совместно с МГАФ проводятся концерты, в том числе и для социально незащищенных граждан, обширная дискографическая деятельность и Большой фестиваль РНО.

В настоящее время Михаил Плетнев продолжает концертную деятельность. Его выступления всегда вызывают большой интерес и проходят с огромным успехом, а гастроли расписаны не на один год вперед.

Михаил Плетнев интересуется философией, театром, читает периодику, увлекается джазом, неравнодушен к футболу и теннису, хорошо разбирается в технике. Владеет английским, французским, немецким, итальянским и испанским языками.

Материал подготовлен на основе информации открытых источников