В России снова заговорили о необходимости создавать административные суды. Одни видят их самостоятельной структурой наряду с системами судов общей юрисдикции и арбитражных судов, другие считают, что они могут влиться в одну из существующих систем, третьи говорят, что для такой масштабной реорганизации судебной системы у государства сейчас нет средств.

Но рано или поздно реформу административного судопроизводства, разбросанного сейчас по двум подсистемам, придется, видимо, начинать. И тогда может пригодиться опыт других стран. О том, как функционируют административные суды в соседнем государстве, Российскому агентству правовой и судебной информации рассказал председатель Высшего административного суда Украины Игорь Темкижев. Он приехал в Москву для участия в международной конференции по антимонопольному праву, организованной Высшим арбитражным судом России.

Высокий гость рассказал также о том, как назначаются судьи на Украине, какие ограничения есть для председателей судов и что бывает с судьями, стреляющими из ружья по окнам.

В Верховный суд Украины можно обратиться только по двум основаниям

- Игорь Хажмуридович, структура судебной системы Украины отличается от российской. Расскажите, пожалуйста, о ней вкратце.

- Судебная система Украины состоит из Конституционного Суда и системы общих судов, которые в свою очередь подразделяются на три подсистемы специализированных судов – административные суды, хозяйственные суды и уголовно-гражданские суды - во главе с высшими специализированными судами. А всю систему общих судов возглавляет Верховный суд (ВС) Украины, который выполняет функцию контроля за единством судебной практики в трех подсистемах. Не должно быть такого, что суды, применяя одни и те же нормативные акты, дают им разное толкование.

- ВС считается четвертой инстанцией, как в России?

- Нет. Это особое производство. Допускать или не допускать дело в ВС, решают сами высшие специализированные суды. Основанием для допуска является разная судебная практика либо в самом специализированном суде, либо между разными специализированными судами. ВС рассматривает дело, и его решение является обязательным по применению этой нормы. Это записано в законе. Фактически у нас такой своеобразный судебный прецедент установлен.

- Обратиться в ВС может и участник спора?

- Да. Но отличие от России в том, что обращаться в ВС можно только по ограниченному перечню оснований. Их всего два. Первое  - это неодинаковое применение судом кассационной инстанции одной и той же нормы права. Второе – признание судебных решений международной судебной инстанцией, юрисдикция которой признана в Украине, нарушающими международные обязательства нашей страны. Например, это соответствующее решение Европейского суда по правам человека. Если решение Высшего специализированного суда вы считаете абсолютно незаконным, но ни один из этих двух мотивов нельзя применить в вашем случае, то у вас нет оснований для обращения в ВС.

- Судебная система Украины создавалась сразу в таком виде или постепенно пришла к нему?

- Вначале у нас существовал только один специализированный суд – хозяйственный. И была система общих судов во главе с ВС. Затем создали систему административных судов, и часть дел из хозяйственного суда и из общего суда передали в административное производство.  Потом на базе судов, которые входили в ВС, создали специализированный уголовно-гражданский суд во главе с Высшим. Если раньше система общих судов состояла из первой инстанции, апелляции и ВС в качестве кассации, то сейчас во главе поставили специализированный уголовно-гражданский суд, а ВС стал особой инстанцией для приведения судебной практики к единству. То есть каждый из трех специализированных судов имеет трехзвенную структуру, а над ними стоит Верховный Суд.

Осталось лишь два спорных вопроса в отношениях с хозяйственными судами

- Теперь расскажите, пожалуйста, о системе специализированных административных судов, которую вы возглавляете.

- В состав системы административных судов входят непосредственно 29 окружных административных судов (по количеству областей плюс Республика Крым, Киев и Севастополь, которые имеют статус областных городов), девять апелляционных судов и ВАСУ. Но в соответствии с нашим законодательством местные суды гражданско-уголовной юрисдикции (районные суды) по определенным категориям дел выполняют функции административных судов. И мы им даем разъяснения по применению законодательства, их решения обжалуются в нашей апелляции.

- Райсуды, видимо, рассматривают административные штрафы по КоАП?

- Они рассматривают административные штрафы по КоАП, все пенсионные, льготные и связанные с социальным обеспечением споры. Эти суды территориально ближе к гражданам. Потому что наши окружные суды находятся только в областных центрах.

- А первая инстанция в ваших судах что рассматривает?

- Наша первая инстанция рассматривает все споры, связанные с защитой прав граждан, их свобод, прав и интересов юридических лиц, где одной из сторон является орган местной или государственной власти при осуществлении властных, управленческих функций. Оспариваются не только их решения и их действия, но и их бездействие. И бездействие не только самого органа, но и его должностного лица.

- То есть вы рассматриваете иски без денежных требований?

- Нет, это не так. Мы рассматриваем, например, дела о штрафах, которые взыскиваются в порядке антимонопольного законодательства. Рассматриваем и дела о компенсации имущественного вреда, причиненного действиями госорганов. Но здесь ситуация такая. Если сторона одновременно заявила требования о признании действий органов власти незаконными и о возмещении вреда, рассматриваем мы. Если же иски о признании незаконными действий и о возмещении вреда заявлены отдельно, то возмещение вреда рассматривает хозяйственный суд или общий суд в зависимости от субъектного состава.

- Как взаимодействуют три подсистемы ваших судов? Случаются ли конфликты из-за пересечения компетенций?

- В самом начале было сложно. Потому что когда создавался административный суд, ему дела передавали и из хозяйственного, и из общего судов. Были вопросы – какие дела передавать, какие не передавать. Сейчас время все расставило по местам. Мы определились, какие категории дел являются публично-правовыми, где госорган или орган местного самоуправления осуществляют именно властные и управленческие функции.

С уголовно-гражданскими судами сейчас никаких спорных вопросов нет. Тем более они рассматривают часть дел в порядке административной юстиции. А с хозяйственным судом у нас осталось только два неразрешенных вопроса.

Первый касается антимонопольного законодательства. Законодатель в законе о защите конкуренции предусмотрел, что эти споры должны рассматривать хозяйственные суды. ВС издал два постановления по этим спорам: в одном отнес их к компетенции административных судов, в другом – к компетенции хозяйственных. Поэтому мы с председателем Высшего хозяйственного суда создали рабочую группу, отработаем этот вопрос и планируем обратиться в комитет Верховной Рады, чтобы там внесли изменения в процессуальное законодательство.

- А второй спорный момент?

- Земельные дела. Есть позиция ВС о том, что часть дел, связанных со спором о праве, нельзя относить к административным. И одновременно есть позиция Конституционного суда, согласно которой они должны относиться к административным делам. Этот спорный вопрос мы также решили включить для обсуждения рабочей группой.

У российских арбитражей можно кое-что позаимствовать

- Много ли обращений граждан в административные суды?

- С учетом административных дел, которые слушают общие суды, в год это порядка 3,5 миллиона дел. В апелляции в 2011 году находилось в производстве 1 миллион апелляционных жалоб. В ВАСУ – 100 тысяч кассационных жалоб. Представьте, девять апелляционных судов рассматривают 1 миллион дел. Это сумасшедшая нагрузка.

- А ваша первая инстанция сколько рассматривает?

- Около 300 тысяч дел. Это более-менее нормально. Но проблема в том, что 29 судов рассматривают 300 тысяч дел, а девять апелляционных – 1 миллион. Нагрузка на судей в апелляции – примерно 450 дел в месяц.

- Ого! Это даже больше чем в Арбитражном суде Москвы, где самая большая нагрузка в системе арбитражей России. Как быстро разрешаются дела об обжаловании действий чиновников? Если спор тянется годами, обращаться в суд, наверное, не имеет смысла.

- По закону – месячный срок на разрешение спора. На самом деле все зависит от того, вовремя ли сторона является в суд. Мы не можем рассматривать дело при неявке стороны, если в деле нет доказательств, что она надлежаще уведомлена. Здесь у нас большая проблема, потому что почта задерживает эти уведомления. Но мы можем приостановить действие обжалованного акта на время рассмотрения дела и таким образом защитить заявителя.

- В России не так давно были приняты изменения в Арбитражный процессуальный кодекс, которые упростили процедуру уведомления. В частности, если сторона была однажды уведомлена надлежащим образом, считается, что дальше о всех переносах заседаний она может узнать на интернет-сайте суда.

- Я сегодня об этом узнал. Это очень интересная вещь – у нас такого нет. Кстати, буду рассказывать о вашем подходе и предлагать эту идею. Сегодня вообще я много интересного узнал. Увидел, в каком хорошем здании работают судьи арбитража Москвы,  увидел, что у вас в прямой трансляции можно смотреть процессы из зала суда. Увидел, что заседания Президиума Высшего арбитражного суда можно смотреть в прямом эфире, а потом - через Youtube. Это такая невиданная открытость.

- На Украине такого нет?

- У нас есть система делопроизводства, куда мы вносим принятые акты. У нас есть звукозапись процесса, но видео у нас еще нет. Этой стадии мы пока не достигли.

Граждане выигрывают почти 90% споров с чиновниками

- Зато у вас есть система административных судов, о необходимости создания которых давно говорят в России.

- У нас главная проблема была в материальном обеспечении реализации этой идеи. А в России из-за размеров территории она будет стоять еще острее. Создание системы административных судов потребует огромных средств – нужны помещения, техническое оснащение, судьи, сотрудники аппарата… Если в России к огромным затратам готовы, надо делать. Если нет – может, и не стоит торопиться. Чтоб было понятно: у нас указ о создании ВАСУ был принят в 2002 году, а работать он начал только в 2005 году.

- Разделение дел административной юрисдикции между общими судами и административными, как это сделано на Украине, вы считаете оправданным?

- Конечно. У нас окружные суды есть только в областях. Представьте, вы по делу об административном штрафе будете гонять людей в областной центр. Или стариков по взысканию пенсии гонять. Думаю, для России такая система тоже подходит.

- Какие наиболее громкие дела рассматривал ВАСУ в последнее время?

- Что считать громким делом… Интерес общественности может возникнуть на таком вопросе, когда не ожидаешь. Недавно было дело, в котором рассматривалось выделение земли в Киеве в 2005 году под строительство здания для нужд МИДа на Пейзажной аллее. В 2012 году общественность поднялась против этого строительства, и мэр обратился с иском в суд о возврате земли городу. Вопрос обсуждался и на телевидении, и в парламенте, имел большой резонанс. Суды рассмотрели иск и вернули землю городу.

- А какие самые типичные споры в системе административных судов?

- Жалоб больше всего идет на налоговую службу и на Пенсионный фонд. Это связано с задержкой выплаты пенсий, пособий и т.д. Много дел о восстановлении должностных лиц на работе, много споров с таможней, есть дела, связанные с природоохранным законодательством.

- Каково соотношение между гражданами и юрлицами, обращающимися в ваши суды? Какой процент споров выигрывают заявители?

- Граждан, конечно, больше – соотношение где-то 80/20. Мы подвели статистику за все время работы административной юстиции. За это время рассмотрено порядка 9 миллионов исков к госорганам и их должностным лицам, судами удовлетворено 88% обращений.

- Много ли решений ВАСУ отменяет ВС?

- Если память не изменяет, это 0,2% от числа рассмотренных дел. В ВАСУ в 2011 было 100 тысяч дел в производстве, в ВС было передано более 400 дел, они приняли 300 с лишним и отменили около 170.

- Обжалуются ли в административные суды действия и решения высших должностных лиц Украины – президента, премьер-министра?

- В Кодексе административного судопроизводства есть специальная норма, которая гласит, что в административном суде создается специальная палата, которая в порядке первой инстанции рассматривает дела о законности указов президента, Верховной Рады, Совета министров, Высшей Рады юстиции, Высшей квалификационной комиссии. Эта палата завалена исками довольно основательно. Мы признавали незаконными указы президента, но это были, по-моему, еще указы Виктора Ющенко, связанные с какими-то награждениями.

Исполнительная и законодательная власти не имеют отношения к назначению судей

- Есть ли на Украине ограничения для председателей судов – по возрасту и по числу сроков в должности?

- Предельный возраст для всех судей у нас – 65 лет, хотя идут разговоры о его увеличении для судей ВС и высших специализированных судов. Но пока это только разговоры. На должности председатель суда не может находиться более двух сроков подряд, а этот срок – 5 лет.

- Как происходит назначение председателей высших судов?

- Председателей высших судов назначает Высшая Рада юстиции Украины. Это такой орган, куда входят представители судей, адвокатуры, министерства юстиции, прокуратуры. Представление на назначение подает Рада судей соответствующих судов. В каждой системе судов существует своя Рада судей – Рада судей хозяйственных судов, Рада судей административных судов, Рада судей гражданско-уголовных судов.

- То есть исполнительная и законодательная ветви власти никак не участвуют в назначении?

- Нет, не участвуют. Это способствует независимости судей. Высшая Рада юстиции как назначает, так и снимает судей с должностей. Основанием может стать жалоба на председателя суда как на судью. Рада судей, к примеру, может проводить проверки организации работы в судах и по результатам проверки тоже может обратиться с заявлением, что человек не справляется с обязанностями председателя и не по праву занимает ответственную административную должность.

- А часто происходит отрешение судей?

- Я бы не сказал, что часто. Это единичные случаи. Когда есть кричащие моменты… Если пьяный судья пошел стрелять по окнам своей же сестры, то понятно. Такое было. Но нельзя сказать, что дамоклов меч висит над всеми судьями. Это не так просто.

- В России много говорят про коррупцию в судах. Никто никаких фактов обычно не приводит, но все знают, что суды коррумпированы. А у вас?

- У нас об этом тоже говорят все время. Как только рассматривается какой-то серьезный принципиальный спор, сразу начинаются такие разговоры. Я считаю, это способ давления на суд. В то же время нельзя говорить, что все идеально. Недавно привлекли судей за взятки, но не в моей системе. У нас, кстати, сейчас как никогда борются с коррупцией, взялись очень серьезно. И если судьи где-то попадаются, однозначно идет отрешение и уголовное наказание, такие факты есть.

- Какие проблемы в системе административного судопроизводства вы бы еще выделили?

- Во-первых, нам надо устранять ту немыслимую нагрузку на судей, которая существует сегодня. Во-вторых, надо приводить законодательство к такому состоянию, чтобы не было однотипных судебных разбирательств, по которым уже выработана правовая позиция ВС. Допустим, мы определили, что в такой-то ситуации пенсия должна увеличиваться в таком-то размере. Если это подкреплено позицией ВС, госорганы вообще не должны допускать, чтобы такие дела доходили до судов. Тех должностных лиц, которые это допустили, надо привлекать к ответственности. А не заново рассматривать аналогичный спор с участием других лиц и штамповать те же самые решения, которые уже подкреплены ВС. Законодатель должен такие моменты контролировать и нормативно закреплять.

Сергей Феклюнин