Владислав Хатьков, РИА Новости

 
В 1925 году Уильяма Гордона освободили из тюрьмы Питерхэд в Шотландии. С собой он, спрятав под языком, вынес листок бумаги, который должен был передать по просьбе своего сокамерника одному человеку. В маленьком письме содержалась просьба помочь и не прекращать бороться за справедливость. Человека, которому она предназначалась, звали сэр Артур Конан Дойл.

Сэр Артур знал об этом человеке и об обстоятельствах его дела. Его звали Оскар Слейтер. Он был обвинен в преднамеренном убийстве 82-летней женщины Марион Гилкрист, случившегося в 1908 году.

Обстоятельства дела

21 декабря 1908 года 82-летняя затворница Марион Гилкрист была обнаружена мертвой своей служанкой Хелен Лэмби и их соседом. Буквально за 20 минут до убийства Хелен Ламби вышла для того, чтобы купить вечернюю газету и продукты. Она была единственным человеком, через которого мисс Гилкрист поддерживала связь с внешним миром. У нее были родственники, но она с ними не общалась.

Возвращаясь обратно, мисс Лэмби заметила их соседа Артура Адамса. Он сообщил ей, что слышал какой-то шум в их квартире, а затем глухой удар. Выйдя из своей квартиры, он увидел человека, спешно идущего по направлению к выходу. Этого же человека видела и Мисс Лэмби, заходя в подьезд. Открыв дверь, они позвали мисс Гилкрист, но та не отозвалась. Зайдя в следующую комнату, они обнаружили её лежащей на полу. Женщина была мертва.

Мисс Гилкрист слыла состоятельной женщиной. И не напрасно. Ее состояние оценивалось, по разным данным, от 40 до 80 тысяч фунтов стерлингов. Только дома хранилось бриллиантов и других драгоценностей на сумму около 3000 фунтов стерлингов, что сегодня эквивалентно примерно 230 000 фунтам. После осмотра комнаты выяснилось, что пропала только бриллиантовая брошь в виде полумесяца стоимостью около 50 фунтов.

По комнате были разбросаны бумаги, которые убийца вытащил из рабочего стола мисс Гилкрист. Было очевидно, что преступник что-то искал среди них. Позже следователями, прибывшими на место преступления, было выдвинуто предположение о том, что Марион Гилкрист знала своего убийцу, так как дверь не была взломана и мисс Гилкрист, скорее всего, сама пустила его в дом.

Расследование

На следующий день новость о преступлении была во всех газетах Глазго. Общественность была возмущена убийством невинной старушки и требовала у полиции найти и наказать убийцу. В течение нескольких недель полицейским поступало большое количество писем от граждан с указаниями, на что нужно обратить внимание, и среди кого им следует искать убийцу. На письма правоохранители внимания не обращали.

Начались активные поиски. Уже через пять дней у полиции появился первый подозреваемый. Им оказался Оскар Слейтер. 36-летний Оскар, настоящая фамилия которого была Лешзинер, происходил из еврейской семьи. Он родился в Германии в 1872 году. Его имя было знакомо полиции задолго до убийства Марион Гилкрист, так как подозреваемый имел в свое время определенные проблемы с законом.

В 1893 году он перебрался в Лондон, поскольку не хотел проходить обязательную военную службу в армии. В английской столице Оскар под разными именами работал в различных букмекерских конторах. Параллельно он занимался ювелирным делом.

Два раза проходил в качестве подозреваемого. В первом случае его сочли виновным в нанесении побоев (1896). Во втором – обвинили в нападении с целью ограбления (1897). Однако оба раза Оскар смог доказать собственную невиновность.

Через два года он переехал в Эдинбург, где взял фамилию Слейтер, а с 1901 года поселился в Глазго.

Слейтер старался заработать, как мог. Он работал дантистом, учителем физкультуры, экспертом по ювелирным изделиям, однако полиции был известен как вор и скупщик краденых драгоценностей.

Основной уликой против Слейтера были сведения о том, что через четыре дня после убийства он пытался продать залоговую квитанцию за сданную в ломбард бриллиантовую брошь. А на следующий день, в то самое время, когда его объявили в розыск, Оскар Слейтер вместе со спутницей отплыл из Ливерпуля на лайнере "Лузитания", который взял курс на Нью-Йорк. Учитывая все эти факты, а также сомнительное прошлое и отношение к ювелирному бизнесу, полиция видела в Слейтере подозреваемого номер один. Хотя, строго говоря, больше подозреваемых у нее и не было.

По прибытии океанского лайнера в порт Нью-Йорка, на берегу Слейтера уже ждала местная полиция. Как только он сошел на берег, его задержали и заключили под стражу. При обыске у подозреваемого был найден небольшой молоток драпировщика, который тут же посчитали предполагаемым орудием убийства.

Через несколько дней после всех необходимых процедур Оскара депортировали обратно в Шотландию. Все это время Слейтер заявлял, что никоим образом не причастен к убийству. Он был вообще очень уверен в себе, и даже сообщил, что будет требовать после всех проверок возврата стоимости билета на Лузитанию и оплату повторной поездки в США.

По мере выяснения всех подробностей и проверки всех фактов становилось очевидным, что Оскар невиновен. Он не подходил под описание сиделки Хэлен Лэмби и соседа Артура Адамса, которые видели предполагаемого убийцу. Здесь также следует отметить, что их словесные портреты не сходились между собой. Затем выяснили день, когда Слейтер заложил брошь в ломбарде. Выяснилось, что это было 7 декабря, то есть за три недели до убийства! Остается загадкой, почему полиция Глазго не проверила этот очевидный факт раньше. Стоит ли упоминать, что Мисс Лэмби с уверенностью сообщила о том, что заложенная брошь не похожа на ту, что была похищена из дома Марион Гилкрист?

Помимо прочего, Слейтер запланировал отъезд в США задолго до даты убийства, и не делал из этого секрета. Другим неоспоримым доказательством было его алиби. В день убийства он находился дома у своей любовницы, что подтвердила и она, и ее служанка.

Судебное разбирательство

Несмотря на все факты, указывающие на невиновность Слейтера, дело довели до суда. Описание Хелен Лэмби в газетах чуть ли не подгоняли под Слейтера. Полиция же утаивала результаты судебно-медицинской экспертизы, где говорилось, что Марион Гилкрист была убита деревянной ножкой от стула черного цвета, а вовсе не молотком Слейтера, как утверждалось официально.

Суд состоял из 15 членов жюри присяжных. В течение трех месяцев виновность Оскара Слейтера была доказана. Во время судебного заседания все факты, говорящие о его невиновности, тщательно скрывались, а Хелен Лэмби на вопрос, присутствует ли в зале человек, которого она видела тогда на выходе из подъезда, без колебаний указала на Слейтера. Слейтеру даже не дали выступить с последним словом перед удалением жюри для принятия решения.

В итоге 9 членов жюри присяжных признали его виновным, 5 посчитали невиновным, один воздержался. 27 мая 1909 года решением суда Слейтера приговорили к смертной казни. Единственным, но существенным шагом его адвоката Эвинга Спеерса было то, что он сумел собрать порядка 20 тысяч подписей под петицией о пересмотре приговора. Итогом пересмотра стала замена смертной казни на пожизненное заключение.

Участие в деле Конан Дойла

Во время судебного заседания и уже после вынесения решения некоторые люди, реально осознававшие невиновность Оскара, например, адвокат Эвинг Спеерс, активно просили о помощи сэра Артура, буквально закидывая его письмами. Повод для обращений лежал на поверхности: ранее писатель своей статьей в одной из лондонских газет добился фактического пересмотра дела Джорджа Эладжи - британского юриста с иранскими корнями, которого обвиняли в убийстве домашнего скота. В итоге дело пересмотрели, и Эладжи был освобожден.

Сэр Артур старался не отвечать на письма, но не из собственной невежливости, а вследствие банальной нехватки времени. Лишь спустя два года он решил взяться за это дело, позднее мотивировав это простым объяснением, что Оскар Слейтер виновен в этом убийстве "также, как и сам Конан Дойл", а подобного произвола писатель терпеть не желал.

В результате его собственного расследования в 1912 году был опубликован памфлет под названием "Дело Оскара Слейтера", где железная логика Конан Дойла полностью разбивала всю доказательную базу обвинения. Он последовательно описал все факты, указанные ранее, и даже при отсутствии в деле должного заключения судебной экспертизы об орудии убийства, доказал, что мисс Гилкрист не могли нанести раны тем молотком, который нашли у Слейтера. Хелен Лэмби, в свою очередь, сообщила писателю в частной беседе, что в суде ее заставили указать на Слейтера, и что она на самом деле знает того человека, который выходил тогда из подьезда, но назвать его имя боится из-за угрозы расправы.

Памфлетом удалось привлечь внимание общественности, однако этого оказалось недостаточно для пересмотра дела. Тогда Конан Дойл начал активную компанию в прессе, где периодически выходили статьи, посвященные "делу Слейтера". В 1914 году свою версию изложил детектив полиции Глазго Джон Трэнч. Он считал убийцей кого-то из родственников Марион Гилкрист, и напомнил, что среди бумаг так и не было найдено завещание жертвы преступления. После публикации этого расследования Трэнча уволили из полиции, а спустя год возбудили против него уголовное дело, по которому детектив в результате был оправдан.

Джон Трэнч умер в 1919 году. Спустя несколько лет после его смерти к Конан Дойлу обратилась жена полисмена, передав секретные документы, которые удалось раздобыть её мужу. Там были бумаги, свидетельствовавшие о давлении полиции на присяжных и фабрикации улик против Слейтера.

В итоге писатель пришел к простому выводу: осудить Слейтера было выгодно непосредственному убийце. С помощью своего друга журналиста Уильяма Парка в газете он опубликовал статью "Правда об Оскаре Слейтере", после чего сэр Артур возобновил свою деятельность по пересмотру дела в целом. Он обратился к одному из членов британского парламента - Рэмзи Макдональду. Результатом их длительной переписки стало распоряжение расследовать историю заново. Шел октябрь 1927 года.

Освобождение

Непосредственно пересмотр дела состоялся 8 ноября 1927 года. По итогам судебного заседания, где в числе выступавших был сам Конан Дойл, Оскар Слейтер после 18,5 лет заключения был освобожден. При этом суд не реабилитировал его, тем самым не признав допущенную когда-то ошибку.

После освобождения Слейтер писал своему защитнику: "Сэр Артур, вас, человека, разбившего мои оковы, поборника истины и справедливости, я от всей души благодарю за доброту ко мне".

Между тем судебные тяжбы не прекратились, поскольку Слейтер непременно хотел доказать именно наличие судебной ошибки в собственном деле. В конечном счете, это ему удалось, и невинно осужденный получил от государства компенсацию в размере шести тысяч фунтов стерлингов.

Узнав об этом, Конан Дойл предложил Слейтеру частично компенсировать убытки писателя и всех тех, кто долгие годы боролся за честное имя. Но тот отказался возвращать что-либо. Как потом заметил сам Конан Дойл, лично ему деньги были не так важны. Гораздо больше его огорчила именно неблагодарность Слейтера за оказанную помощь.

Настоящий убийца Марион Гилкрист так и не был найден. Известно лишь, что незадолго до своей смерти в 1930 году писатель назвал имя убийцы своему сыну, сказав, что всю правду ему рассказала та самая Хелен Лэмби.

Оскар Слейтер умер в 1948 году в возрасте 72 лет.