Итальянский городок Аквила был на слуху у всего мира три раза. Первый раз – в 2009 году, когда там случилось самое разрушительное в современной истории Италии землетрясение. Второй – в том же 2009-м, когда в разрушенной Аквиле прошел саммит G8. И, наконец, третий раз – совсем недавно, 22 октября, когда городской суд приговорил группу ученых-сейсмологов к длительному тюремному заключению, назначив, как сообщалось, по 6 лет каждому.

Приговор взбудоражил общественное мнение во всем мире. СМИ и блогеры преподнесли дело так, будто ученые осуждены за то, что не смогли предсказать землетрясение. Решение суда сравнивали с расправой над Джордано Бруно, а ситуацию в целом чаще всего характеризовали красноречивым эпитетом "Средневековье".

Но все ли так однозначно в этом громком деле, которое наверняка еще станет предметом разбирательства в более высоких судебных инстанциях, и за что на самом деле осуждены ученые? Предлагаем альтернативный взгляд на эту научно-судебную историю.

Дмитрий Пулинец

Землетрясение в Аквиле произошло 6 апреля 2009 года. Оно унесло жизни около 300 человек, 1500 получили ранения, 29 тысяч человек из примерно 70 тысяч жителей города остались без крова. Исторический центр был почти полностью разрушен.

Особую скандальность трагическому событию придал тот факт, что это землетрясение было предсказано, и такого большого числа жертв можно было бы избежать.

Катаклизм за день до трагедии предсказал житель Аквилы инженер-физик Джампаоло Джоаккино Джулиани. Он сделал свой прогноз на основании непризнанной официальной сейсмологией теории, согласно которой краткосрочным признаком приближения землетрясения является повышение концентрации радона в воздухе.

Роль Джулиани во всей истории, в том числе, в судебном процессе над учеными настолько велика, что о нем придется рассказать подробней.

Предсказатель землетрясений

В начале 2000-х Джулиани и группа его коллег по НИИ астрофизики начала в качестве хобби изучать корреляцию выделения радона и землетрясений. Он разработал свой уникальный метод определения концентрации двух продуктов распада радона и изобрел соответствующий датчик – гамма-спектрометр.

Свое первое предсказание группа Джулиани сделала 29 октября 2002 года. На основании аномальных показаний датчика они предупредили, что в округе должно случиться сильное землетрясение. 31 октября землетрясение силой 4,5 балла действительно произошло в соседнем районе Молизе.

В 2006 году Джулиани попытался получить государственное финансирование, но ему было отказано. В дальнейшем он продолжал сбор данных на любительской основе, увеличив к 2009 году количество датчиков до пяти. Опираясь на свои данные, Джулиани научился предсказывать дату землетрясения и высказывать предположения относительно того, где будет его эпицентр.

Но весь собранный энтузиастом материал никогда не публиковался в научных журналах, что идет вразрез с общепринятым порядком развития научных теорий и относит Джулиани в разряд "талантливых любителей". Свой первый доклад на научной конференции он сделал только в декабре 2009 года, уже после аквильского землетрясения, в США на осенней сессии Американского геофизического союза (AGU).

Комиссия против паники

В конце марта 2009 года датчики Джулиани вновь показали аномальное повышение концентрации радона, и он начал бить тревогу. По его прогнозу, сделанному 29 марта, эпицентр землетрясения должен был прийтись на Сальмону – городок в 60 км к юго-востоку от Аквилы. Джулиани призвал мэра Сальмоны объявить эвакуацию.

Власти эвакуацию проводить не стали, а землетрясение оказалось неопасным - магнитудой 4 балла. Но некоторая паника в Сальмоне поднялась. Именно для борьбы с нею итальянские власти решили создать комиссию МЧС, которая заранее была ориентирована на то, чтобы успокоить жителей, а не на то, чтобы объективно исследовать проблему.

Второй задачей комиссии была дискредитация лично Джулиани, поскольку к этому моменту его конфликт с руководством Национального института геофизики и вулканологии (INGV) достиг уровня открытого противостояния.

Деятельность этой комиссии, в которую, кроме чинов из МЧС, вошли 6 крупных ученых-сейсмологов, и стала впоследствии главным предметом судебного разбирательства.

31 марта комиссия приехала в Аквилу и провела пресс-конференцию. На ней эксперты в ясной и утвердительной форме заявили, что ничего аномального в Аквиле не происходит, жители могут не опасаться землетрясения и ночевать в своих домах.

Самого Джулиани члены комиссии назвали шарлатаном без соответствующего образования. На него в эти дни было оказано серьезное давление со стороны властей, ему угрожали судом и тюрьмой. Кроме того, ученому-самоучке полиция запретила распространять свои предсказания через Интернет.

Тяжелый выбор обывателей

Между тем, в ночь с 4 на 5 апреля датчики Джулиани опять зафиксировали резкое повышение концентрации радона, и он снова призвал принять меры.

Свидетельства о том, как Джулиани предупреждал земляков о землетрясении, разнятся. По одним данным, он, нарушая запрет полиции, разместил предупреждение на сайте, по другим – этого не было. Возможно, на странице с предупреждением об угрозе был пароль, который он раздавал знакомым.

В любом случае, Джулиани рассылал друзьям СМС, и посредством "сарафанного радио" информация распространилась по городу.

Для правильной оценки событий в Аквиле важно понимать, что землетрясения в этом регионе не являются чем-то из ряда вон выходящим – город находится в сейсмически опасной зоне. Они случались и в прошлые века, самое сильное, в 1703 году, полностью разрушило город, и в наши дни округу трясет постоянно.

У жителей города, особенно пожилых, выросших в те времена, когда СМИ еще не были так оперативны и доступны, выработались определенные навыки, как вести себя при землетрясениях. Как правило, почувствовав толчки, жители выходят на улицы. Поскольку особую опасность стихия представляет в ночное время, при необходимости горожане остаются на улице на всю ночь, общаясь с соседями.

Поэтому не стоит считать, что предупреждение о возможности землетрясения автоматически повлекло бы за собой массовое апокалипсическое бегство из города. Многих спасло бы просто то, что они вышли на улицу и ночевали в машине.

В данном же случае жители Аквилы оказались перед сложным выбором. С одной стороны – прогноз Джулиани. С другой – заверения авторитетных ученых, настаивающих на том, что деятельность Джулиани ведется не по общепринятым научным правилам – с публикациями и дискуссией с оппонентами, научная ее основа не имеет однозначного подтверждения, и на самом деле никакой угрозы нет. С одной стороны – непризнанный одиночка, с другой – целая научная система.

Ночью 6 апреля случилось землетрясение. Те, кто поверил Джулиани и остался на улице, выжили, а часть тех, кто вернулся по домам, пополнила список жертв.

"Поверили науке и погибли"

По следам разрушительного землетрясения власти под давлением пострадавших и родственников погибших инициировали судебное разбирательство.

На скамье подсудимых оказались члены той самой госкомиссии, созданной для подавления паники. В том числе известные, признанные во всем мире ученые: профессор-вулканолог из Римского университета Франко Барбери, президент Национального института геофизики и вулканологии Энцо Боски, директор национального центра землетрясений Джулио Селваджи, директор Европейского центра по обучению и исследованиям в области сейсмоустойчивого строительства, профессор физики в Университете Генуи Клаудио Ева, директор управления сейсмических рисков и гражданской защиты Мауро Дольче…

Суть претензий гособвинения и жителей Аквилы к ученым состояла в том, что они согласились стать «свадебными генералами» и не провели реального объективного изучения признаков приближающегося землетрясения.

Между тем, даже на основе общепризнанных теорий, то есть сейсмических показателей, можно было понять, что наблюдаемая картина может быть предвестником землетрясения. Но в своих комментариях относительно ситуации, они намеренно успокаивали общественность, говоря, что люди могут спокойно возвращаться в свои дома.

В суде была представлена запись телефонного разговора министра МЧС с региональным руководителем МЧС, доказывающая, что с самого начала целью комиссии было успокоить людей, а не исследовать вопрос.

Это доказательство опровергает заявления чинов из МЧС, которые постфактум говорили, что причиной сбора комиссии были участившиеся толчки в регионе. Но толчки участились еще за полгода до событий, а комиссия начала работать только после прогноза Джулиани по Сальмоне.

Члены комиссии провели в Аквиле всего полчаса – столько времени заняла их пресс-конференция с лейтмотивом: "Ничего необычного не происходит". Аргументы Джулиани комиссия рассматривать отказалась, а его самого назвала "шарлатаном без образования".

На суде выступило 275 (!) свидетелей, и основной претензией рядовых пострадавших было именно то, что их от лица «современной науки» убедили отказаться от традиционной модели поведения, они "поверили властям" и поплатились за это.

Так, один человек, потерявший пожилую мать, рассказывал о том, что звонил ей вечером перед землетрясением и чувствовал, что ей страшно, что она хотела бы покинуть дом, но, так как «по телевизору сказали, что землетрясения не будет, она пересилила себя, осталась дома и погибла».

И судья, когда выносил приговор, особо оговорил, что приговор выносится за гибель не всех жертв землетрясения, а только тех из них, кто стал ночевать дома после успокоившей общественность пресс-конференции. По сведениям журнала "Огонек", таких было 29 человек.

Шарлатан ли Джулиани?

Еще 15 лет назад в дискуссии, организованной журналом Nature, была сформулирована "парадигма" современной сейсмологии: "Краткосрочный прогноз землетрясений невозможен".

Но, помимо сейсмологии, существуют и другие области физики, менее консервативные в данном вопросе, в частности физика атмосферы и ее верхней части - ионосферы, в которой за последние годы достигнут большой прогресс в понимании физических механизмов возникновения электромагнитных и тепловых аномалий в атмосфере вследствие тектонических процессов.

Фактически создана новая целостная концепция. Ее основой является неоднократно с 1970-х годов обсуждавшееся, но не принятое в качестве истины утверждение: усиление тектонической активности приводит к усилению выделения эманаций радона в атмосферу из земной коры. А радон, в свою очередь, служит катализатором для образования мощных аномальных явлений в атмосфере.

Один из известных в научном мире сторонников этой концепции, российский специалист по ионосфере, доктор наук Сергей Пулинец, работающий в Институте космических исследований РАН, поддержал Джулиани после трагедии. Он высоко оценивает датчик Джулиани и его методику. Но подобная методика имеет недостаток - она слишком локальна, а будущее, уверен эксперт, за технологией, которая позволяет мониторить всю поверхность Земли, а также аномалии в атмосфере, из космоса.

На основе данных, полученных Пулинцом и его коллегами с помощью спутниковых технологий, которые позволяют обрабатывать информацию с гигантских участков поверхности Земли и гигантских участков атмосферы, можно сформулировать опровержение «парадигмы» сейсмологов: краткосрочный прогноз землетрясений возможен, и наука вплотную подошла к практическому воплощению системы мониторинга для краткосрочного предсказания землетрясений.

Причем прогноз будет тем точнее, чем больше магнитуда будущего землетрясения. Для  землетрясений с магнитудой выше шести точность прогноза будет стремиться к 100%.

Другим наука

В этой аквильской истории нет однозначно правых и виноватых. Государственная машина и ученый мир в отличие от прессы, разумеется, не могут реагировать на каждое заявление любителя-самоучки, пусть даже весьма квалифицированного и опытного.

Единственное, в чем можно обвинять осужденных ученых-сейсмологов, – в том, что они действовали как бюрократы, руководствуясь призывами властей, а не как ученые, которые добросовестно отвечают на поставленный вопрос, даже если он поставлен недостаточно компетентным человеком, будучи заранее ориентированы на такую позицию чинами из МЧС.

Им следовало бы более внимательно исследовать сейсмические показатели и, на основании общепризнанных подходов, сформулировать неопределенный, но честный ответ: "Мы не можем предсказать, что будет. Возможно, серия мелких толчков разрядила напряжение земной коры, возможно, они – предвестники более серьезного землетрясения".

Широкая огласка деятельности комиссии, случившаяся благодаря судебному разбирательству, уже сослужила добрую службу.

В подтверждение можно привести заявления подобной же комиссии, созданной перед землетрясениями на севере Италии в провинции Эмилия-Романья 20 и 29 мая 2012 года. Там члены комиссии прямо сказали, что не исключают сильных толчков в ближайшие дни, что и произошло. Заметим, количество жертв этих землетрясений, по разным данным, не превысило трех десятков человек.

Джулиани в декабре 2009 года был оправдан в суде по обвинению в распространении паники в Сальмоне.

Он создал фонд для проведения дальнейших исследований по своей методике, в который поступили многочисленные пожертвования от состоятельных людей Аквилы и не только. Это позволило организовать наблюдения в других сейсмически опасных регионах Италии, откуда данные выводятся в реальном времени на сайт фонда Джулиани.

Землетрясение в Аквиле всколыхнуло научное сообщество, и с новой силой возобновились дискуссии по ключевому вопросу о возможности краткосрочных предсказаний. В том числе постфактум проверялись атмосферные предвестники землетрясения в Аквиле по спутниковым данным – и оказалось, что они наблюдались, в полном соответствии с новой теорией.

Произошли подвижки и в позиции сейсмологов. В частности, 12 марта 2010 года Национальный институт геофизики и вулканологии Италии, который ранее отвергал подход Джулиани, заявил, что учеными института сделано «открытие» о том, что уменьшение или увеличение выделения радона из земной коры может быть предвестником землетрясения.

Нам осталось разобраться с Джордано Бруно, инквизицией и Средневековьем…

Как представляется, приговор суда Аквилы, названный большинством СМИ, не особо вникавшими в обстоятельства трагедии, чем-то нелепым в духе Средневековья, и вновь всколыхнувший интерес к теме, может дать сильный импульс развитию науки о землетрясениях.

Хорошая ли цена за это – 6 лет тюрьмы для шестерых ученых? А вот это должны решить юристы.

Напомним, столь жесткий приговор вынес суд первой инстанции, то есть того самого города Аквилы, который был разрушен. Здание суда разрушилось тоже, и процесс проходил в специально отстроенном небольшом павильоне. Можно предположить, что при рассмотрении дела в судебных инстанциях более высокого ранга, отношение судей к крупным деятелям общенационального масштаба будет более беспристрастным.