Аркадий Смолин, обозреватель РАПСИ

В конце июня стало известно, что Министерство обороны РФ и депутаты Госдумы разрабатывают законопроект о частных военных компаниях (ЧВК). Несколькими днями ранее свой проект аналогичного федерального закона представила фракция ЛДПР Псковского областного собрания депутатов.

Авторы предложили легализовать деятельность негосударственных военизированных организаций, направленную на защиту национальных интересов России за рубежом, "когда применение регулярных вооруженных сил политически или юридически затруднительно". А также наделить их правом владения боевым оружием. Депутаты предлагают возложить функцию лицензирования подобных структур на ФСБ.

Основной кадровой базой частных военных компаний предположительно должны стать ветераны и пенсионеры силовых ведомств. "Это позволит решить задачи по обеспечению их социальной защиты и адаптации после службы без дополнительной бюджетной нагрузки", – отмечается в пояснительной записке. Другими словами, легализация ЧВК может трудоустроить отставных офицеров ВДВ и спецназа, уволенных бойцов СОБР и ОМОН, пока их не переманили криминальные структуры.

Резюме ненаписанного пока итогового законопроекта предположительно должно звучать так: ЧВК – это аутсорсинг в сфере обеспечения национальной безопасности.

Весной 2012 года Владимир Путин уже поддерживал идею создания системы ЧВК в России, которые могли бы предоставлять услуги по охране объектов и тренировке иностранных военных за границей. "Это действительно является инструментом реализации национальных интересов без прямого участия государства", – отмечал Путин. В сентябре того же года в пользу легализации частных военных компаний высказался и вице-премьер Дмитрий Рогозин.

Дмитрий Рогозин // Илья Питалев, РИА Новости

За минувшее время роль и востребованность ЧВК как в ближайшем зарубежье, так и в мире однозначно увеличилась. Однако за эти годы тенденция замены регулярных армий в западных странах ЧВК проявила первые признаки того, что широкое увлечение частными военными компаниями может спровоцировать глобальный политико-правовой кризис, сопоставимый по разрушительным последствиям едва ли ни с мировой войной.

Корпоративная российская армия

Суть основного аргумента в пользу ЧВК состоит в том, что взаимодействие с ними на легальном поле позволяет властям влиять на стратегический баланс сил практически в любом регионе мира, не прибегая к прямой интервенции и другим действиям, которые можно осудить с точки зрения международного права. ЧВК позволяет уйти от соприкосновения официальных государственных структур и не создавать оснований для прямого конфликта между государствами. Фактически, ЧВК – это военное вмешательство государства в дела другой страны под покровом юридической шапки-невидимки.

Эффектной иллюстрацией этого тезиса может служить война в бывшей Югославии в 1990-х. Например, одна из самых успешных операций хорватской армии, разгром сербских войск в Краине, была проведена в августе 1995 года – через год после того, как американская ЧВК Military Professional Resources Incorporated подписала контракт на военподготовку хорватских отрядов. После того как хорваты устроили в Краине жесткую этническую чистку, MPRI отрицала свою причастность к этой операции, что не помешало боснийским мусульманам выдвинуть в качестве условия подписания Дейтонских соглашений требования реформирование их армии именно компанией MPRI. Так американские компании попали в документы, регулирующие жизнь на Балканах.

Более актуальным примером, описывающем роль ЧВК в мире после "арабских революций", оккупаев и других новых форм антигосударственной общественной активности, может служить информация 2011 года о найме ЧВК Reflex Responses шейхом ОАЭ. По данным New York Times, американская компания получила контракт на 529 миллионов долларов от наследного принца Абу-Даби Мухаммеда бен Заида Аль Нахайянна по созданию и подготовке батальона в 800 военнослужащих. Помимо экономической выгоды (в т.ч. через налоговые поступления в американский бюджет) такой контракт позволяет США юридически легально закрепить свои войска в важнейшем нефтяном регионе.

Наконец, об актуальности легализации ЧВК для России говорит, например, ситуация в Абхазии и Южной Осетии. Грузия и часть мирового сообщества считает эти территории оккупированными, поскольку там находятся российские войска. Однако, если наши части регулярной армии там заменят частные военные компании из России (возможно, даже в том же составе – лишь сменив "юридическое лицо"), можно будет официально объявить, что российских солдат на этой территории нет, как поступили американцы в Ираке. Эксперты отмечают, что аналогичная система может быть крайне полезна для защиты российских интересов и бизнеса и в других странах.

Российские военнослужащие и югоосетинские ополченцы на Зарской дороге в зоне грузино-югоосетинского конфликта // Михаил Фомичев, РИА Новости

При этом необходимо отметить, что перед началом войны в Южной Осетии обучением военнослужащих грузинской армии занимались до 200 инструкторов и военных специалистов израильских ЧВК Defensive Shield и Global CST, 30-45 консультантов американских ЧВК Cubic, MPRI и American Systems. Кроме того, в 2008 году на территории Грузии работали ЧВК из США Kellog, Brown and Root.

Теоретически, использование ЧВК предоставляет милитаристскому направлению внешней политики государства иммунитет от действия международного права и даже локальных законов. Нормативно ведение военных действий руками ЧВК легко представить не как политический конфликт, а в качестве вопроса соблюдения контракта между двумя компаниями. Соответственно, там, где действует корпоративное право, никто, даже ООН, не может в полной мере требовать публичности и правовой транспарентности. Допустимый ответ на любые упреки в такой ситуации: государство не вмешивается во внутренние дела частных компаний.

Таким образом, с правовой и дипломатической точки зрения эффективным может выглядеть даже решение «расквартировки» армии по частным военным компаниям. Признаки чего можно обнаружить в политике некоторых европейских стран.

Альтернативой традиционным ЧВК, время для развития которых, по словам экспертов, Россия упустила еще лет пятнадцать назад, может служить переориентация корпоративных охранных отделов и "армий" в отдельные военные структуры. В этом формате Россия получает шанс выйти на мировой рынок в упрощенном режиме, без жесткого столкновения на раннем этапе и борьбы за сферы влияния с более опытными конкурентными.

Представительства и объекты крупных российских компаний, подконтрольных власти, щедро распределены по разным континентам, что позволяет им служить эффективным порталом, перемещающим государственную волю на дальние расстояния без риска попасть в сети международного и местного права. Причем, как конфликт вокруг вышек "Лукойла", "Газпрома", "Реновы" в Ираке или "Стройтрансгаз" или "Роснефти" в Алжире, так и подавление вооруженных выступлений в более близких городах одинаково считаются локальным обеспечением охраны объектов компаний.

Так что, современное международное законодательство вполне позволяет гипотетической армии крупной топливо-энергетической корпорации работать на защиту интересов России на всех континентах. Например, путем придания прав самостоятельных экономических и юридических субъектов службам безопасности больших госкорпораций по подобию предприятия "Луком" нефтяного концерна "Лукойл".
Российские наемники.

Дело "Славянского корпуса"

О нынешней деятельности частных "армий" отечественных крупных компаний и корпораций практически ничего неизвестно, а официально в России сегодня нет ЧВК. Считается, что их место занимают частные охранные предприятия, выхолощенные "Законом о ЧОД", "Законом об оружии" и другими инструкциями, которые, как говорят участники рынка, даже сотрудники лицензионно-разрешительного отдела не всегда могут интерпретировать.

Вне закона ЧВК в России ставят статья 359 УК РФ ("наемничество") и статья 208 УК РФ ("организация незаконного вооруженного формирования"), а также невозможность легально купить современное боевое оружие. В то же время, в прессе мелькает информация об активной деятельности в Ираке, Афганистане, Курдистане, Шри-Ланке и других горячих точках отечественных ЧВК "РСБ-Групп", "Феракс", "Антитеррор-Орел", "Тигр Топ Рент Секьюрити", "Редут-Антитеррор".

В конце июня этого года депутаты Госдумы от ЛДПР подготовили законопроект, выводящий  из-под понятия "наемник" идейных бойцов. Часть 3 статьи 359 УК РФ "Наемничество" предлагается дополнить следующим предложением: "Наемником не признается лицо, которое не преследует корыстных целей, действует по внутреннему убеждению по собственной инициативе в защиту гражданского населения, беженцев, а также осуществляет охрану медицинского персонала, персонала, оказывающего гуманитарную помощь, журналистов и представителей средств массовой информации, и других лиц, не участвующих в военных действиях и находящихся в зоне вооруженного конфликта или военных действий".

В первый (и пока единственный) раз статья о "наемничестве" была применена в России именно против сотрудников ЧВК - замдиректора Moran Security Group Вадима Гусева и кадровика Евгения Сидорова, которых арестовали в связи с делом "Славянского корпуса". Эта трагикомическая история исчерпывающе характеризует нынешний рынок ЧВК в России, ожидающий легализации со дня на день.

В ноябре 2013 года Гусева и Сидорова обвинили в попытке создать двухтысячный отряд наемников-россиян на службе сирийского правительства. Блоггеры и СМИ еще за месяц до этого распространили информацию о том, что сотни наших сограждан направляются в Сирию для вооруженной работы, в частности по контрактам с компанией Slavonic Corps Limited ("Славянский корпус").

Подготовка к миссии длилась около полугода, сама операция схлопнулась через несколько дней после вылета легионеров. Вернувшись, бывшие участники "Славянского корпуса" дали несколько интервью СМИ. Они рассказали, что за охранную работу в Сирии им обещали платить по 4 тысячи долларов США в месяц. Контракт они подписывали на перроне вокзала непосредственно перед выездом. Задачей их было удержать контроль над центром нефтяной промышленности, городом Дейр-эз-Зор.

Наемникам сказали, что их участие якобы одобрено сирийским и российским правительствами, а также ФСБ. Однако по месту прибытия им выдали устаревшее вооружение и отправили на задание уже по новому договору с неназванным сирийцем. "Славянский корпус" состоял из нескольких сотен человек, от студентов до казаков, собранных для отправки в Сирию со всей России. Впоследствии численность корпуса хотели довести до 2 тысяч человек.

Первая же операция провалилась, по сути, не успев начаться. Россияне выступили в поход 15 октября на обшитых самодельной броней автобусах и джипах с портретами Башара Асада. Однако посреди пустыни на колонну рухнул вертолет сирийских ВВС, запутавшийся в проводах. Спустя несколько дней россияне добрались до города Сухне, где попали под обстрел оппозиции. После этого россияне, шесть из которых получили ранения, предпочли расторгнуть контракт и поспешили уехать домой без всякой оплаты. У трапа самолета их встретили представители отечественных спецслужб.

Законы между ЧВК и наемниками

Фактически международное гуманитарное право напрямую не запрещает наемничество, к которому причисляет ЧВК, просто лишает наемников права считаться комбатантами и права на статус военнопленного. Таким образом, они считаются уголовными преступниками и отправляются после суда в тюрьму.

В 1979 году, когда появилась первая информация о широком применении ЧВК,  Генеральная Ассамблея ООН приняла резолюцию о необходимости разработать конвенцию о борьбе с вербовкой, использованием, финансированием и обучением наемников. Был создан специализированный комитет, в состав которого вошли представители 35 государств. До 1987 года состоялось шесть сессий комитета, однако нормативно-правовых документов по проблеме принято не было.

В 2005 году ООН вновь вернулась к данной проблематике, но речь уже шла о международном регулировании деятельности ЧВК. Через пять лет, в 2010 году, появился первый проект конвенции о ЧВК, который тут же был отправлен на доработку.

В то же время действующие законы позволяют четко отделить понятие наемник от сотрудника ЧВК. Согласно статье 47 Дополнительного Протокола № 1 Женевской конвенции, наемник – это иностранец, который временно завербовался для непосредственного участия в вооруженном конфликте, с целью получить личную выгоду и его вознаграждение значительно превышает зарплату военнослужащих местной армии. Сотрудники же ЧВК работают по долгосрочным контрактам и, согласно официальным документам,  не как прямые комбатанты, а в качестве советников и технических специалистов.

ЧВК руководствуются законодательством страны, в котором они дислоцируются и работают. Например, используют только разрешенное оружие: в частности, в Омане – только полуавтоматическое калибра не более 7,62 мм, а в Израиле – автоматическое оружие, пулеметы и даже гранаты.

Западные военные на службе России

По данным "Армейского вестника", сегодня на территории России функционируют известные зарубежные ЧВК, численность бойцов у некоторых из них достигает 450 человек. Лоббисты легализации русских ЧВК говорят об угрозе безопасности нашей страны, исходящей от этих компаний, якобы подконтрольных зарубежным правительствам. В то же время поступает информация, что наши власти дают западным ЧВК, этим «натовским агентам», коммерческие подряды на охрану таких стратегически важных для страны объектов как Олимпиада в Сочи, «Сколково» и грядущий Чемпионата мира по футболу.

Первым известным опытом сотрудничества российского правительства с ЧВК был контракт с компанией Kroll 18 февраля 1992 года на поиски т.н. «золота партии» - финансовых средств вывезенных из СССР и РФ в течение трех месяцев.

Итоги расследования опубликованы не были, однако в 2002 и 2003 годах в интересах компании "Альфа-Групп" компания Kroll провела аудиторскую работу, после чего в 2004 году открыла представительство в Москве. Но уже в том же году в СМИ появились публикации, обвиняющие Kroll в незаконном прослушивании переговоров тогдашнего премьер-министра РФ Михаила Фрадкова. В 2006 году в Госдуме были проведены слушания по обвинениям данной компании в наемничестве, после чего она закрыла свой российский офис.

Почему же Россия продолжает привлекать зарубежные компании, упуская возможности, прежде всего, на международной арене, не легализуя отечественные ЧВК? В контексте богатых военных наработок России и того факта, что наша страна до сих пор занимает почти четвертую часть объемов мирового рынка продажи оружия, перспективы развития и экспорта услуг российских ЧВК кажутся обнадеживающими.

А рынок этот – один из самых бурно развивающихся. По сообщению журнала The Economist за первое десятилетие нового века рынок ЧВК из небольшой специализированной ниши превратился в глобальный сектор услуг объемом более 100 миллиардов долларов США. Привлечение частников расширяется едва ли ни в геометрической прогрессии. В начале девяностых на 50 кадровых военных во внешних операциях США приходился лишь один частник, то во время иракской войны 2000-х это соотношение уже достигло 1 к 1. В общей сложности, в период с 2003 по 2010 годы в Ираке действовали до 200 тысяч сотрудников 400 частных охранных и военных компаний. По последним данным там находились 60 частных военных и охранных компаний и примерно 20 тысяч иностранных контрактников.

Иракские полицейские и американские военные // Flickr, The U.S. Army

Число частных контрактников в Афганистане составляет по разным оценкам от 22 до 30% вооруженных сил США. И это без учета тех, кто работает на Госдепартамент или ЦРУ, а на ЦРУ, в частности, в Афганистане работают, пожалуй, самая известная ЧВК – Blackwater. По официальным данным, количество частных контрактников в Афганистане на май 2013 года достигло 110 тысяч, из которых 30 тысяч были гражданами США.

Экономика

Основным экономическим преимуществом ЧВК для государства является дистанцирование последствий от смерти военнослужащих от политического багажа властей и обременения бюджета. Например, гибель каждого американского солдата обходится Пентагону как минимум в 500 тысяч долларов: специальные выплаты и особые льготы семье, финансирование медицинского обслуживания и образования.

Жалованье наемника на порядки превосходит зарплату военнослужащего. Например, Blackwater в Ираке зарабатывала сотни миллионов долларов в год. Если обычным солдатам государство платило за месяц на войне 3-4 тысячи долларов, то наемникам госконтракты приносили до 50 тысяч долларов в месяц. Однако бюджету наемник обходится гораздо дешевле, поскольку получает свои деньги не несколько десятков лет подряд, а в течение короткого срока. А главное – оплата смерти или увечья заложена в стоимость контракта с ЧВК в виде страховых сумм.

В то же время эксперты предупреждают о большой опасности от приукрашивания деятельности ЧВК. Поскольку частные компании гораздо сложнее контролировать общественным институтам и ревизорам, то переадресация им государственных военных контрактов создает большое поля для коррупции и злоупотреблений. Например, недавно стало известно, что цены в программе реконструкции Ирака увеличивались многократно строительными и энергетическими компаниями США и Великобритании при посредничестве ЧВК.

Причем никакие скандалы не могут выправить ситуацию. Например, американская ЧВК Kellog, Brown and Root получила все контракты  по тыловой поддержке войск США и НАТО на Балканах. Затем самый большой контракт на снабжение армии, строительство и восстановление нефтекомплекса Ирака – более 11 млрд. долларов.  А когда аудиторские проверки выявили, что KBR обманула Пентагон на 1,8 млрд. долларов, вместо судебных последствий ЧВК продлила контракт еще на год благодаря вмешательству экс вице-президента Дика Чейни.

Именно такой сценарий предсказывают эксперты России, в случае принятия ныне разрабатываемых проектов закона. "Наступит момент, когда под давлением определенных лобби все же будет принято что-то наподобие "Закона о ЧВК", но, скорее всего, это будет громоздкая, неповоротливая структура со "свадебными генералами", что-то типа а-ля ФГУП "Охрана", которая, не имея сильных конкурентов в России, начнет расти не вверх, а раздаваться в ширину", - прогнозировал полгода назад глава "РСБ-групп" Олег Криницын в интервью "Русской планете".

Другая проблема – низкие шансы российских компаний в конкурентной борьбе за международный рынок. Сегодня до 70% мирового рынка частных военных услуг приходится на английские и американские ЧВК и они будут сражаться за него до последнего. Специалисты оценивают общее количество ЧВК в 450 компаний, а объем ежегодного рынка этих услуг в 100-200 миллиардов долларов США.

И здесь неожиданно может помочь гипертрофированная роль российских топливных компаний в государственной политике. Сегодня в мире наблюдается укрупнение частных военных компаний, в том числе путем слияния их с компаниями энергетического сектора. Так например, в 2010 году  стало известно, что компания Cerberus Capital Management, L.P., занимается нефтедобычей и имеет офисы в Нигерии, Туркменистане и Азербайджане, планирует приобрести акции крупнейшего контрактора Пентагона по тыловому обеспечению военных баз в Афганистане и по подготовке полиций Афганистана и Ирака компании DynCorp International Inc. на сумму 1,5 миллиарда долларов. В случае осуществления данного проекта возникнет новая транснациональная военная компания чей годовой бюджет будет исчисляться в десятках миллиардов долларов.

Российским условным "Газпрому" или "Транснефти", кажется, есть, что противопоставить даже такому монстру.

Лучший способ проиграть

Что действительно важно знать простым гражданам о частных военных компаниях действительно так это то, что профессионализм ЧВК вовсе не служит гарантией высоких моральных качеств их сотрудников. Почти каждый год становятся известны новые случаи убийств мирных жителей солдатами ЧВК, издевательства над арестованными… Вот только несколько самых резонансных примеров.

В 2003 году Northbridge Services Group (NGS) предложила Трибуналу ООН за 2 миллиона долларов  захватить президента Либерии Чарльза Тейлора. Представители ЧВК CACI и Titan Corporation  в 2003-2004 годах были причастны к пыткам в тюрьме Абу Грейб. В 2005 году в прессу просочились слухи о том, что Организация Освобождения Туркменистана предложила NGS контракт на похищение президента Сапармурата Ниязова. В том же года была обнародована видеокассета, на которой подрядчики из AEGIS Defence Services стреляли по гражданским лицам в Багдаде. В 2007 году иракское руководство обратилось к американцам с требованием отозвать лицензию у ЧВК Blackwater в связи с тем, что ее представители после взрыва на пути следования кортежа госдепартамента США открыли стрельбу и застрелили 8 иракцев.

В Эль-Фалуджи были убиты 17 мирных жителей. Сотрудникам Blackwater показалось, что молодой араб, поднеся к уху мобильный телефон, пытался привести в действие взрывное устройство на маршруте следования колонны. И хотя Blackwater заплатила несколько миллионов долларов штрафа за нападение, до сих пор ни один из наемников не предстал перед судом. А Sandline попалась на поставках оружия в раздираемую гражданской войной Сьерра-Леоне в обход эмбарго ООН.

Недавно Пентагон обнаружил, что ВС США не могут больше без ЧВК провести даже ограниченную военную операцию. Например, вдруг выяснилось, что подвоз горюче-смазочных материалов для американской группировки в Ираке приватизирован на 100%. Поначалу привлечение частников лоббировалось под предлогом экономии средств военного бюджета. Теперь же ситуация развернулась на 180 градусов, услуги ЧВК обходятся гораздо дороже, чем если бы ВС выполняли их самостоятельно, но альтернативы больше нет.

Последствия складывающейся тенденции "приватизации войны" оценить пока сложно. Однако западные эксперты бьют тревогу: классическую войну никто не отменял, как показывают последние события, за пределами Европы и Северной Америки она вполне возможна и понадобятся для нее обычные солдаты, тогда как специфика работы ЧВК, заключающаяся в неясных отношениях командования-подчинения, условиями контрактов, которые не предусматривают все варианты развития ситуации, что уменьшает гибкость их действий в боевой обстановке, отсутствие единого плана мероприятий и единого оперативного центра управления войсками и ЧВК, - все это может только ускорить поражение армии, включающей в себя слишком большой блок сотрудников частных военных компаний.