МОСКВА, 24 окт – РАПСИ. Оказавшийся под санкциями Евросоюза Сбербанк в пятницу вслед за «Роснефтью» и Аркадием Ротенбергом обратился в суд в Люксембурге. В успех этого проекта опрошенные РАПСИ эксперты не верят, но за лидерами российского банковского и нефтяного сектора, тем не менее, могут последовать другие компании.
Положительная практика суда
Мария Гриценко, советник лондонского офиса международной юридической фирмы Bryan Cave LLP, обращает внимание на уже имеющуюся у суда практику по схожим «санкционным» делам, когда по заявлениям как юридических, так и физических лиц из Сирии, Ирана, Белоруссии введенные против них санкции аннулировались из-за нехватки доказательств, размытой позиции властей Евросоюза и, наконец, в связи с нарушением права заявителей на защиту.
В частности, в октябре стали окончательными несколько решений суда ЕС, выводящих из-под санкций несколько иранских банковских структур и компаний. «Однако для того, чтобы судить о шансах Сбербанка, необходимо ознакомиться с его позицией и предоставленными доводами», - говорит Гриценко.
Многое будет зависеть от самого Сбербанка
Такого же мнения придерживается ведущий юрист аудиторско-консалтинговой группы «Градиент Альфа» Павел Федотов. «Перспектива данного разбирательства зависит исключительно от того, насколько представители Сбербанка правильно используют полученные в ходе процесса те или иные объяснения и доказательства о правомерности и обоснованности введённых санкций и грамотно на них отреагируют», - сообщил Федотов РАПСИ.
Руководитель практики по разрешению споров международной юркомпании Noerr Виктор Гербутов полагает, что в обоснование своего требования об отмене санкций российская сторона может заявить в Люксембурге, что Сбербанк не имеет какого-либо отношения к событиям на Украине, которые послужили основанием для введения этих санкций. Кроме того, банк может обратить внимание на отсутствие достоверных доказательств неправомерного вмешательства России в события на Украине, а также на то, что принятые санкции не соответствовали принципам внешней политики Евросоюза, закрепленным в Договоре о его функционировании.
Политическая игра
В целом, эксперты едины во мнении, что определяющим фактором в этом деле является политика.
«Если говорить о перспективе дела, то с большой долей уверенности можно сказать, что обращение Сбербанка имеет все правовые основания для удовлетворения, но, принимая во внимание, что санкции носят политический характер, а не правовой, мой прогноз весьма пессимистичен», - сообщил РАПСИ партнер Московской коллегии адвокатов "Князев и партнёры" Игорь Симонов.
Федотов также обращает внимание на политический подтекст в этом деле. «Сам процесс есть не что иное, как политический протест, поэтому руководствоваться тут будут, скорее всего, неюридическими аспектами», - отмечает он.
Гербутов сомневается в победе российского банка в Европе, поскольку вопрос, по его словам, «носит политический характер».
Юрист группы компаний vvCube Владимир Шафран, в свою очередь, не видит достаточных оснований для отмены санкций по обращению Сбербанка. «Вероятность, что решение Совета ЕС будет отменено, крайне невелика, - полагает эксперт. - России, скорее всего, придется пойти на компромисс с европейскими оппонентами. На данный момент это самый «бескровный» способ возвращения России в мировую кредитно-финансовую систему».
Сложность положения Шафран связывает с тем, что санкции в отношении Сбербанка «фактически являются едва ли не решающим инструментом воздействия на российский валютно-финансовый рынок». Этим, по мнению эксперта, объясняется безапелляционность позиции Евросоюза.
Российские дела могут объединить
Заместитель генерального директора консалтинговой компании Heads Никита Куликов полагает, что на обжалование введения санкций в суде ЕС Сбербанк во многом побудили решительность «Роснефти» и пример Аркадия Ротенберга. «Обращение в суд Евросоюза других жертв санкционного списка также не за горами», - уверен эксперт.
Это косвенно подтверждает свежее заявление Внешэкономбанка (ВЭБа), который «не исключает возможности судебного оспаривания санкций».
ВТБ оспорил санкции в суде ЕС>>>
Учитывая, что по крайней мере формально Сбербанк и «Роснефть» добиваются одного и того же, поданные ими в суд заявления могут быть объединены в одно производство.
«Объединение дел Сбербанка и Роснефти в одно производство теоретически возможно, но этот вопрос будет решаться Председателем суда ЕС или составом суда с учетом схожести предмета спора и позиций сторон», - говорит Гербутов.
"Хотя правилами суда и предусмотрена возможность объединения дел с одинаковым предметом спора в одно производство, в случае Сбербанка и Роснефти заявленные основания по отмене санкций могут различаться, и суд может предпочесть рассматривать эти иски раздельно", - заключает Гриценко.