МОСКВА, 17 окт - РАПСИ. Российская судебная система в области применения меры пресечения в виде заключения под стражу подозреваемых и обвиняемых в совершении уголовных преступлений демонстрирует положительную тенденцию, которая, однако, является недостаточной для коренного разрешения застарелых проблем, сообщили агентству РАПСИ/infosud.ru в понедельник известные российские юристы.

Президент России Дмитрий Медведев в понедельник на встрече с руководством Совета Федерации подверг критике эффективность применения уголовного законодательства в России.

"Считаю, что это набор неких стереотипов, которые присутствуют в уголовной практике, когда судьи боятся применять альтернативные меры пресечения, полагая, что нужно действовать, исходя из прежних жестких консервативных правил", - подчеркнул Медведев.

Полномочный представитель правительства РФ в высших судебных инстанциях Михаил Барщевский констатирует гуманизацию в области применения судами меры пресечения в виде заключения под стражу, однако считает ее совершенно недостаточной.

"Представьте больного, у которого температура 42 градуса, и у него произошло снижение до 41, это тоже положительная тенденция, но она вовсе не означает выздоровление", - сказал он.

Барщевский заявил, что судебная система России, прежде всего ее кадры, нуждается в "хирургическом вмешательстве". По его убеждению, необходимо введение обязательного двухгодичного адвокатского стажа для занятия должности судьи.

"Косность является глубокой проблемой, она происходит из менталитета, так как даже прямые указания пленума Верховного суда РФ игнорируются", - заявил он.

Барщевский отметил, что считает необходимым внесение изменений в Уголовно-процессуальный кодекс (УПК) РФ, вводящих для судов обязательную проверку факта попыток подозреваемого к бегству от следствия или оказания на него давления.

"Сейчас решения о заключении под стражу принимаются на основании домыслов следователей, поэтому необходимо заменить в законе формулировку "может скрыться" и "может оказать давление" на "пытался скрыться" и "пытался оказать давление", - сказал Барщевский.

Адвокат дома Романовых Герман Лукьянов высказал аналогичное суждение, будучи уверенным, что изменение УПК в сторону введения более четких указаний на возможные причины избрания меры пресечения в виде содержания под стражей изменит ситуацию.

"Я полностью согласен с президентом Медведевым, я разделяю предложенный им эволюционный путь развития, в конечном итоге оно должно привести к тому, что суды прекратят ориентироваться на голословные обвинения следствия", - уточнил Лукьянов.

Он также сообщил, что наблюдает положительную тенденцию в области применения арестов вследствие заявлений президента и инициированных им законодательных изменений.

По наблюдению адвоката Максима Кошкина (представлял интересы главного бухгалтера компании "Эльдорадо", который обвинялся в уклонении от уплаты налогов), после известных поправок Медведева судьи все чаще не удовлетворяют ходатайства следствия о заключении обвиняемых и подозреваемых под стражу.

"По тем составам, с которыми мне чаще приходится сталкиваться - экономическим и налоговым преступлениям - чаще как раз альтернативные меры пресечения избираются судьями. Подписка о невыезде, например", - добавил Кошкин.

В свою очередь адвокат Эдуард Буданов, представляющий интересы сатирика Михаила Жванецкого, напротив, не видит положительных изменений и полагает, что "на самом деле все гораздо хуже".

"Сегодня чаще отпускают, когда надо сажать, а заключают под стражу тех, кто и так не может уйти", - считает Буданов.