Отечественному судопроизводству не обойтись без дальнейшего внедрения информационных технологий. Ведь это необходимо не столько самим судам, сколько обществу в целом. Достаточно вспомнить планы очень скоро оснастить суды видеоконференцсвязью и обеспечить трансляции многих судебных заседаний в Интернете. Без этого красивое название "электронное правосудие" сегодня невозможно, сказала в интервью РАПСИ заместитель генерального директора Судебного департамента при Верховном суде РФ Татьяна Шанина.  

- Суды общей юрисдикции, сравнивая с российской арбитражной системой, часто критикуют за недостаточное внимание к высоким технологиям. Какова, на ваш взгляд, их роль в повышении открытости судебной системы, обеспечении прозрачности правосудия?

- Совершенно очевидно, что вопрос использования и повсеместного внедрения информационных технологий сейчас играет ключевую роль для всего дальнейшего развития российской судебной системы. На данном этапе, особенно с учетом повышенного внимания общества к ее работе, основными приоритетами в этом плане являются повышение доступности граждан к правосудию, его максимальной открытости и прозрачности, реализация принципа независимости и объективности при вынесении судебных решений. Не случайно все эти моменты нашли отражение и были обозначены в числе наиболее важных государственных задач, перечисленных в указах Президента РФ от 7 мая 2012 года "О долгосрочной государственной экономической политике" и № 601 "Об основных направлениях совершенствования системы государственного управления".

Надо сказать, руководство Верховного Суда РФ и Судебный департамент всегда уделяли вопросам открытости и прозрачности судебной системы особое внимание, и на данный момент у нас есть все возможности для решения этих задач. Их решение обеспечивает Государственная автоматизированная система (ГАС) Российской Федерации "Правосудие", которая успешно работает уже более 5 лет. Она охватывает все федеральные суды общей юрисдикции и органы Судебного департамента и реализует системный подход к внедрению информационных технологий автоматизации судопроизводства  и делопроизводства в практику их работы.

ГАС "Правосудие" обеспечивает накопление и оперативное использование информационных ресурсов, дает возможность свободного доступа к документам о работе судов, судебных органов и органов судейского сообщества на основе информационно-коммуникационных технологий. Сейчас созданы все условия для применения в жизни основных технологических решений ГАС "Правосудие", которые включают целый комплекс высокотехнологичных средств автоматизации и вычислительной техники.

Это и серверное, сетевое и телекоммуникационное оборудование, комплексы видеоконференцсвязи, видео- и аудиопротоколирования хода судебных заседаний, информационные терминалы и экраны (табло), оборудование скрытия свидетеля, размещенные более чем на 3000 объектах. Сейчас система охватывает уже более 100 тысяч автоматизированных рабочих мест. При этом продолжается ее дооснащение программно-техническими средствами. Уже создана ведомственная система связи и передачи данных ГАС "Правосудие", обеспечивающая формирование единого информационного пространства судов общей юрисдикции и системы Судебного департамента.

- Как решается вопрос обеспечения эксплуатации и технической поддержки столь сложной и масштабной системы как ГАС "Правосудие"?

- Как показала практика, столь сложный механизм действительно требует постоянной доработки и совершенствования. Тем более, с учетом того, что и жизнь ставит новые приоритетные задачи. Так, ГАС "Правосудие" отводится ключевая роль в реализации положений закона «Об обеспечении доступа к информации о деятельности судов в Российской Федерации», принятого в декабре 2008 года. Но вскоре стало понятно, что нынешняя организационно-штатная структура судов общей юрисдикции и органов Судебного департамента недостаточно ориентированы на решение этих моментов в области информационных технологий.

Соответственно, учитывая масштабы системы судов общей юрисдикции, охватывающей более 100 тысяч рабочих мест, встал вопрос о создании в судах общей юрисдикции полноценных структурных подразделений, занимающихся информационными технологиями, и обеспечивающих эксплуатацию и поддержку ГАС "Правосудие". Это было отмечено и в постановлении правительства от 21 сентября 2006 года «О федеральной целевой программе "Развитие судебной системы России" на 2007-2012 годы, и в постановлении VII Всероссийского съезда судей от 4 декабря 2008 года. Для решения этой проблемы распоряжением Правительства РФ от 2 мая 2012 года было создано Федеральное государственное бюджетное учреждение "Информационный аналитический центр поддержки ГАС "Правосудие" (далее – Центр).

- Чем будет заниматься этот центр?

- У него четыре основные функции. Во-первых, он должен обеспечивать технические условия для своевременного и полного ввода информации о деятельности судов в систему, и консолидацию информационных ресурсов. Во-вторых, Центр будет заниматься хранением и автоматизированной обработкой (в том числе аналитического характера) судебной информации, включая электронные архивы судебных дел. В-третьих, обеспечивать возможность оперативного доступа граждан, организаций, органов государственной власти и органов местного самоуправления к информации о деятельности судов. В-четвертых, оказывать техническую поддержку создаваемой с использованием ГАС "Правосудие" инфраструктуры единого информационного пространства, проводить работы по совершенствованию и развитию ГАС "Правосудие".

Устав Центра и кандидатура его руководителя были одобрены коллегией Судебного департамента, согласованы Советом судей РФ и уже утверждены приказами Судебного департамента. Возглавил эту структуру главный конструктор ГАС "Правосудие" Леонид Александрович Юхневич. Для успешной работы Центра в скором времени предполагается создать региональную сеть его филиалов и представительств.

- Что уже сделано для обеспечения свободного доступа к информации о деятельности судов общей юрисдикции в Интернете?

- Судебным департаментом с применением ГАС "Правосудие" созданы сайты всех судов общей юрисдикции и все организационные и технические условия для размещения на них информации о находящихся в суде делах и результатах их рассмотрения, а также текстов принятых судебных актов. На данный момент имеется вся необходимая компьютерная техника, установлено специальное программное обеспечение, позволяющее автоматизировать процесс подготовки и размещения информации о движении дел и вынесенных судебных решениях, организованы каналы доступа к Интернету.

Приняты необходимые регламентирующие документы, устанавливающие ответственность за размещение информации на сайтах и соответствующий контроль. Все федеральные суды общей юрисдикции и органы Судебного департамента в субъектах Российской Федерации имеют официальные сайты. В соответствии с требованиями статьи 14 Закона на них размещена основная информация о деятельности судов: адрес, режим работы, состав суда, формы необходимых документов, контактная информация, основные нормативные правовые акты. Судебный департамент ведет постоянный мониторинг информационного наполнения сайтов федеральных судов общей юрисдикции и органов Судебного департамента, по результатам которого председателям судов и начальникам территориальных органов Судебного департамента направляются обзорные письма.

- Какие основные задачи еще предстоит решить в сфере информатизации деятельности судов общей юрисдикции?

- В соответствии с поручением Президента и Правительства РФ мы сейчас готовим предложения по обеспечению трансляции открытых судебных заседаний в Интернете. Судебным департаментом совместно со специалистами Главного конструктора ГАС "Правосудие" и ОАО "Ростелеком" создана рабочая группа, которая прорабатывает возможность использования для трансляции тех ресурсов, которые были задействованы в трансляции хода голосования во время выборов Президента РФ минувшей весной.

Минкомсвязи с заинтересованными ведомствами подготовлен проект Концепции формирования в стране единого информационного пространства судебной системы как составной части единого информационного пространства органов законодательной, исполнительной и судебной власти на период до 2020 года. Кроме того, мы изучаем вопрос электронного взаимодействия судов с органами исполнительной власти, которые, как известно, с 1 июля 2012 года должны были перейти на оказание государственных услуг по принципу "одного окна" с использованием системы межведомственного электронного взаимодействия (СМЭВ). Поскольку, согласно поручению Президента РФ, за Судебным департаментом закреплены полномочия по формированию единого информационного пространства федеральных судов общей юрисдикции и мировых судей, также нами разработаны предложения в проект концепции федеральной целевой программы "Развитие судебной системы России" на 2013-2017 годы.

- В заключении, наверное, уместно перечислить основные направления развития информационно-коммуникационных технологий в судебной системе…

- В проекте концепции федеральной целевой программы обозначены четыре таких направления.

Первое: создание современной информационной и телекоммуникационной инфраструктуры федеральных судов общей юрисдикции, мировых судей, судебных органов и органов судейского сообщества, системы Судебного департамента. Для решения этой задачи мы будем заниматься дальнейшим развитием ГАС "Правосудие" и формированием единого информационного пространства федеральных судов общей юрисдикции и мировых судей, а также создавать комплексы хранения и обработки данных.

Второе направление – повышение, в целом, качества работы судов (быстрое и качественное разрешение судебных дел), повышение открытости, доступности и прозрачности их деятельности, а также деятельности судебных органов и органов судейского сообщества на основе информационно-коммуникационных технологий, создание условий реализации прав участников судебных заседаний, а также условий, препятствующих коррупционным проявлениям. Это будет обеспечено использованием систем видео- и аудио-протоколирования судебных заседаний, оборудования скрытия свидетеля, видео-конференц-связи и web-трансляции.

Третье направление – это повышение эффективности взаимодействия с гражданами, организациями за счет создания условий электронного судопроизводства – "электронного правосудия", предусматривающего возможность подачи в суд исковых заявлений и жалоб в электронном виде, получения копий документов и ознакомления с материалами дела через Интернет. Кроме того, мы занимаемся созданием технических условий для обеспечения взаимодействия судов общей юрисдикции с информационными системами Следственного комитета Российской Федерации, МВД России, прокуратуры, ФССП России, ФСИН России в электронном виде.

Четвертое: Внедрение новых информационных технологий – как необходимое условие дальнейшего качественного развития судопроизводства и повышения информированности общества о деятельности судебной системы. Применение современных технологий направлено на облегчение как работы судей и аппаратов судов, так и граждан, пользователей информацией, а также на решение вопросов обеспечения бесперебойного функционирования такой большой информационной системы как ГАС "Правосудие".


В первом полугодии 2012 года РАПСИ проводило комплексные исследования открытости подсистемы судов общей юрисдикции, по итогам которых составлялись рейтинги данных судов. Исследования проводились в различных областях: медийности, цитируемости, открытости сайтов судов, их телефонной доступности.

В июне 2012 года были составлены итоговые рейтинги транспарентности судов, которые вобрали в себя результаты всех рейтинговых исследований полугодия. В ходе рейтингования судов РАПСИ взаимодействовало не только с самими судами и с нашими партнерами в области рейтингов "Фондом Свободы Информации" из Санкт-Петербурга, но и с органами Судебного Департамента при Верховном суде.

Результатом подобного взаимодействия стал рейтинг открытости территориальных органов Судебного Департамента, а также создание 13 июня 2012 года соответствующей рабочей группы при Судебном Департаменте. Возглавляет рабочую группу заместитель директора Суддепа Т.Е. Шанина, в состав группы входят сотрудники Суддепа, представители РАПСИ и "Фонда Свободы Информации".

В течение всего времени проведения исследований РАПСИ сталкивалось с инициативой, проявляемой судами и Суддепом в области повышения уровня их открытости, неоднократно суды консультировались с представителями РАПСИ о том, как можно сделать их сайты более открытыми.

Весной и летом 2012 года в территориальных органах Суддепа прошла серия межрегиональных обучающих семинаров с участием РАПСИ  для сотрудников судов и органов Суддепа по вопросам открытости судов и рейтингования. С нашей точки зрения, в открытости судебной системы играет огромную роль не только воля отдельных судов, но и системная работа, проводимая Судебным Департаментом, по созданию информационно-технологического базиса, позволяющего каждому из судов быть открытым для граждан в рамках реализации 262 ФЗ.