Внесенный 7 октября в Госдуму законопроект, меняющий конфигурацию российской судебной системы, вызвал переполох. При этом основное внимание публики притянули слова об упразднении Высшего арбитражного суда и передаче его функций Верховному суду, а также сюжет о необходимости проходить отборочные процедуры тем, кто пожелает стать судьей единого Верховного суда.

Некоторые судьи ВАС РФ в такой постановке вопроса увидели для себя оскорбление и подали прошения об отставке. По крайней мере, так это преподносили некоторые СМИ.

Упразднение Верховного суда?

Между тем, неспешное чтение законопроекта, раздерганного поначалу на срочные новости, говорит о том, что никакой дискриминации судей ВАС РФ в нем не содержится. И более того – наряду с упразднением Высшего арбитражного суда в проекте говорится и об упразднении Верховного суда! Хотя сам термин второй раз не употребляется.

Давайте медленно прочитаем законопроект.

Он состоит из двух статей. В первой говорится о поправках в Конституцию. Содержание поправок применительно к судебной системе сводится лишь к тому, что из текста Основного закона исключаются все упоминания о ВАС РФ. Сейчас мы не обсуждаем, насколько это правильно и насколько соответствует заявленным целям, а просто анализируем содержание документа.

Вторая статья проекта закона посвящена собственно содержательным элементам переходного периода судебной реформы. Полной картины проект не дает, но за неимением большего будем вчитываться в то, что есть.

А есть вот что. В четырех из десяти пунктов второй статьи (3, 4, 5, 8) методично повторяется формула "Верховный суд Российской Федерации, образованный в соответствии с настоящим Законом".

В русском языке, что в разговорном, что в юридическом, у этой формулировки может быть единственное значение: суд, образованный по новому закону, - это новый суд, суд, созданный (образованный) заново. Это не тот суд, который функционирует сейчас. Просто у нового суда будет такое же наименование, как и у его предшественника.

Что же происходит в таком случае с существующим сейчас Верховным судом? Правильно – он упраздняется. Ровно так же, как и ВАС РФ. Единственное отличие в том, что он дарит свое название преемнику. Этот момент упускают из виду все комментаторы нового законопроекта.

Кстати, в такой формулировке, которая, как представляется, раскрывает идеологию законопроекта, содержится дань уважения к ВАС РФ. Если бы речь шла о присоединении последнего к ВС РФ, использовались бы другие термины и формулы. Так что говорить о поглощении одного высшего суда другим в данном случае неуместно.

Дискриминация как предчувствие

Теперь к вопросу о "дискриминации" судей ВАС РФ при переходе в новый ВС РФ, о чем тоже в последние дни много говорилось и что, возможно, стало причиной судейских отставок. С этим сложней, поскольку в сюжете о правилах формирования нового суда определенности намного меньше. Однако разных подходов к действующим судьям ВАС РФ и ВС РФ при их назначении в образуемый Верховный суд в законопроекте все-таки не видно.

В пункте 3 статьи 2 говорится, что "судьи Верховного суда Российской Федерации, Высшего арбитражного суда Российской Федерации, назначенные до вступления в силу настоящего Закона" продолжают "осуществлять свои полномочия до начала работы Верховного суда Российской Федерации, образованного  в соответствии с настоящим законом".

То есть начала работы нового ВС статус судей обоих высших судов одинаков. Больше законопроект о действующих судьях не упоминает.

Дальше говорится о создании специальной квалификационной коллегии по отбору кандидатов и специальной же экзаменационной комиссии по приему квалификационного экзамена. Это самая туманная часть законопроекта. Но и тут ясно, что если судьям и придется проходить какой-то дополнительный отбор, то он будет одинаков для представителей обеих судебных систем.

Ученый-юрист с мировым именем, с которым довелось пообщаться на эту тему не под запись, уверен, что действующим судьям высших судов не придется сдавать никакие новые экзамены. А соответствующие пункты законопроекта о специальной экзаменационной комиссии по приему квалификационного экзамена распространяются только на тех не являющихся судьями кандидатов, которые захотят претендовать на вакантные места в высшей судебной инстанции.

Осталось понять, зачем вообще авторы законопроекта придумали спецколлегию и спецкомиссию при наличии Высшей квалификационной коллегии судей и Высшей экзаменационной комиссии по приему квалификационного экзамена на должность судьи. Авторы обещали рассказать об этом в отдельном законопроекте, посвященном как раз двум планируемым новообразованиям. Законотворцам, как мне кажется, стоило бы поторопиться. А то есть риск, что паника, пусть даже пока и беспричинная, может выкосить ряды высшей инстанции экономического правосудия, что сильно скажется на профессиональном уровне будущего единого суда. Не пришлось бы вспоминать Черномырдина с его гениальным "Хотели, как лучше…".

Сергей Феклюнин