Пять лет назад, 10 февраля 2009 года, Российское агентство правовой и судебной информации (РАПСИ) получило официальное свидетельство о регистрации в Минкомсвязи РФ как средство массовой информации. Не самая круглая дата была бы интересна только журналистам и учредителям агентства – Верховному суду РФ, Конституционному суду РФ, Высшему арбитражному суду РФ и информационному агентству РИА Новости – если бы не события, произошедшие в судебной власти страны за это время.

Их было много. Это и вступление в силу знаменитого в судейских кругах 262-го федерального закона об открытости правосудия. Это и важный указ президента Владимира Путина от 7 мая 2012 года, в котором содержались прямые указания по совершенствованию системы размещения судебных решений и организации трансляций судебных заседаний в Интернете. Наконец, это и предложение главы государства возродить российскую судебную журналистику.

Вот как комментируют некоторые итоги уже проделанной работы юристы, занимающие ключевые посты в органах российской государственной власти.
 
О публикации судебных актов и освещении работы судов в Интернете

Андрей Клишас, глава комитета по конституционному законодательству, правовым и судебным вопросам, развитию гражданского общества Совета Федерации:

- В соответствии с Конституцией Российской Федерации рассмотрение дел в судах является открытым, что подразумевает под собой возможность доступа неограниченного круга лиц к судебному разбирательству за некоторыми исключениями, предусмотренными законом. Указ президента «Об основных направлениях совершенствования системы государственного управления» обеспечивает реализацию данного конституционного положения. Размещение судебных решений в Интернете – эффективная мера, которая дает возможность ознакомиться и применить судебную практику. 

Что касается интернет-трансляций судебных заседаний, то следует отметить, что сегодня  это необходимая новация, так как именно через сеть можно обеспечить наиболее полную реализацию названного положения с максимальным охватом аудитории. Например, в Совете Федерации практикуется трансляция заседаний.
Говоря о результатах применения федерального закона «Об обеспечении доступа к информации о деятельности судов в Российской Федерации», следует в первую очередь сказать о новых способах обеспечения доступа к информации о деятельности судов, реализованных в рамках исполнения данного закона. В настоящее время на сайтах судов можно найти любую информацию о деятельности судов: порядок работы суда, образцы исковых заявлений, сведения о рассмотрении дел, тексты судебных актов, статистические данные о рассмотренных делах. 

Вот уже несколько лет успешно функционирует ГАС «Правосудие», используя которую граждане и юридические лица могут мгновенно получить информацию о делах, находящихся в производстве суда, что, безусловно, облегчает доступ к правосудию.

Владимир Плигин, председатель комитета Госдумы по конституционному законодательству и государственному строительству:

- Несомненно, информирование общественности о судебных решениях и судебных заседаниях играет положительную роль с точки зрения формирования одного из основных институтов, которые касаются правосудия - института доверия. Чем более глубоко общественность будет понимать стороны судебного процесса, с точки зрения процедур, о том, каким образом решаются те или иные вопросы, тем лучше будет формироваться понимание у общественности действий судебной власти. А, значит, будет укрепляться и доверие в целом. Для нас это исключительно важно, с той точки зрения, что граждане в случае возникновения конфликтных ситуаций получают возможность решать эти конфликтные ситуации в соответствии с установленным Конституцией и законом порядке - в суде. Несомненно, что мы сейчас говорили в большей степени о спорах в сфере гражданских взаимоотношений. Вместе с тем очень важно, чтобы граждане доверяли суду и в тех случаях, когда мы сталкиваемся с трагедиями и драмами в рамках уголовных процессов. Очень важно, чтобы у общества сформировалось представление о том, что преступники будут наказаны, а невиновные лица - освобождены, права потерпевших - защищены. В этой части мне представляется, что те шаги, которые предприняты нашей судебной системой, шаги, связанные с размещением судебных документов в сети Интернет, возможность знакомиться с этими документами, с судебной практикой, свою положительную роль, несомненно, сыграли. Нам приятно помнить о том, что мы принимали активное участие в доработке закона об обеспечении доступа к информации о деятельности судов РФ. Госдума вместе с суде6ными органами существенно доработала данный документ, и это явилось одним из практических шагов реализации послания президента РФ.

Что касается дальнейшего продолжения  применения данного нормативного акта, мы, конечно же, должны на какой-то стадии провести обобщенное комплексное изучение этой практики. Нужно выверять и те пределы, в которых мы готовы делать судебные заседания открытыми, а также в каких случаях мы готовы осуществлять полную видеозапись этих судебных заседаний и, тем более, выкладывать ее в сеть Интернет. 
 
О роли и месте судебной журналистики
 
Андрей Клишас:

-  Помимо того, что судебная журналистика должна быть направлена на повышение открытости судопроизводства, она также должна  способствовать реализации принципа беспристрастности со стороны судей, что является необходимым и одним из важнейших элементов отправления правосудия. Именно поэтому возрождение судебной журналистики необходимо. Развитие судебной журналистики обусловлено наличием специальных правовых знаний у журналистов. Возможно, следовало бы стремиться к тому, чтобы они обладали также юридическим образованием.

Любое информационное агентство, освещающее деятельность органов государственной власти, выступает в качестве связующего звена между обществом и государством. Когда у такого агентства еще и определено свое узкое специальное направление, достоверность и качество получаемой информации не вызывает сомнений. На мой взгляд, РАПСИ можно привести в данном случае как пример.

Владимир Плигин:

- Среди прочих задача судебного заседания - не быть шоу в буквальном смысле этого слова, а принять правосудное решение. И хотя многие судьи с этим не согласны, я бы исходил из сохранения консервативных позиций, которые, в частности, демонстрируются в рамках осуществления правосудия в других странах, когда фактически запрещена фотосъемка и видеозапись в рамках судебных заседаний. Это обозначается как формула, гарантирующая беспристрастность суда.

Мне приходилось неоднократно встречаться с журналистами РАПСИ, я слежу за публикациями на сайте агентства. Это очень интересный информационный канал, с которым профессиональное сообщество много работает. В настоящее время оно начинает рассматривать РАПСИ как наиболее информативный и информационно-быстрый канал доведения правовой информации, а эта информация важна для всего общества. И, тем более, для таких профессиональных категорий, какими являются судьи, прокуроры, адвокаты. 

Говоря о судебной журналистике, хотел бы вспомнить советский период. Особенно то время, когда мы чуть ли не каждый день с огромным интересом ждали публикаций той же «Литературной газеты», их судебных очерков. Ведь именно они порой переворачивали сознание общественности, давали старт новым компаниям по защите общества, допустим, от организованной преступности. И, что очень  важно, в ряде случаев даже спасали конкретных людей. 

Поэтому совершенно естественно, что в настоящее время востребована предметная аналитики по судебным процессам, и она делает лучше и общество, и судебную систему.

Михаил Барщевский, полномочный представитель Правительства РФ в высших судах*:

- Личная точка зрения: первые лица государства очень много говорят о правовом нигилизме, необходимости правового воспитания, правовом государстве. РАПСИ это то, что государство делало на бюджетные деньги для правового просвещения и правового воспитания. Это – максимально полезная вещь. 

Не хочу употреблять такие слова как «катастрофа», но потерять РАПСИ будет колоссальнейшей ошибкой с точки зрения правового воспитания граждан. РАПСИ работает очень профессионально и дает очень широкую палитру юридических событий. Они ведь не только о судебных процессах рассказывают. Они и аналитику нормотворчества давали, и какие-то интересные интервью. Все это было очень-очень здорово! И это потерять нельзя ни в коем случае.

При этом с правовой образованностью населения у нас все катастрофически плохо. Ведь у нас правовое воспитание населения это «Час суда», «Суд присяжных» - такие телевизионные дела. Слава богу, хоть это появилось. Ведь раньше был только «Человек и закон», который очень любил Суслов. Наверное, сегодня ему бы тоже очень понравилось.

Но очень многие люди сегодня не смотрят телевизор, тем более днем, когда идут все эти квазисудебные передачи. А РАПСИ представлено в Интернете, так что можно вечером почитать, что было всегда очень полезно.
 
*в эфире "Эха Москвы" 9 декабря 2013 года