Московский городской суд 12 июля проверит законность решения Таганского суда Москвы о заключении под стражу гендиректора Российского авторского общества (РАО) Сергея Федотова.
Чем больше становится известно про это дело, тем сильнее эксперты начинают подозревать наличие в нем рейдерского следа, и опасаться за будущее института авторского права в России.
30 июня Следственный департамент МВД предъявил главе РАО обвинение в мошенничестве в особо крупном размере. Следствие полагает, что Федотов в 2012 году ввел в заблуждение авторский совет РАО относительно целей создания дочерней организации ЗАО «Сервисно-эксплуатационная компания» (СЭК), на баланс которой позже были переведены принадлежащие РАО объекты недвижимости и автомобили. Нанесенный организации ущерб, по предварительным данным, превышает 500 млн рублей.
Максимальное наказание по части 4 статьи 159 УК РФ — десять лет лишения свободы. 28 июня суд заключил Федотова на время следствия под стражу.
Несмотря на всю свою скандальность, возбуждение уголовного дела в отношении руководства РАО оказалось довольно легко прогнозируемым для большинства профессионалов, имеющих отношение к авторскому праву в нашей стране. И вовсе не из-за подозрений в адрес Федотова, а на основании логики развернувшейся год назад против него в прессе широкомасштабной информационной войны. Каждый месяц градус обвинений против РАО рос, привлекались все более тяжелые орудия борьбы, ставки стали слишком высоки, так что возбуждение дела выглядело лишь делом времени. Таковы привычные правила незаконной борьбы за выгодные активы.
Сергей Федотов еще осенью прошлого года рассказывал широкой публике, что целью этой кампании в медиа против РАО является рейдерский захват организации и смещение его с поста генерального директора. По словам Федотова, давление ведется не только со стороны прессы, в дело идет подкуп его окружения, артистов, личные угрозы и даже инициирование законопроектов.
«В последнее время оппоненты поменяли тактику и бьют по всей системе охраны авторских прав в целом, чтобы уничтожить ее. Утверждается, что существующий в нашей стране институт коллективного управления и охраны авторских прав порочен, что все мы нечистые на руку люди и что вообще всю систему надо срочно менять… Это попытка рейдерского захвата системы охраны авторских прав, попытка разрушить то, что построено за многие годы», - переживал Федотов в интервью «Известиям» в 2015 году.
Правовая система как помеха бизнесу
Мы не можем судить, насколько честно выполнял свои обязанности Федотов, и имеют ли под собой основания выдвинутые против него обвинения. Однако большое беспокойство вызывает ситуация, когда передел рынка может поставить под угрозу дальнейшее существование в нашей стране успешно действующего правового института.
А о том, что РАО сумело выстроить в России правовую систему мирового уровня, безапелляционно свидетельствует отчет Международной конфедерации обществ авторов и композиторов CISAC. Эта одна из старейших организаций, работающих в сфере авторского права, членами которой являются авторские общества из 120 стран мира, совсем недавно признала деятельность РАО соответствующей высоким мировым стандартам.
Глава CISAC Гади Орон отметил, что область авторского права в России на сегодняшний день является наиболее быстро развивающейся из крупных стран. Большая заслуга в этом, по его мнению, как раз Российского авторского общества.
Такое совпадение международного признания выдающихся профессиональных успехов возглавляемого Федотовым РАО с возбуждением уголовного дела против него, заставляет задуматься, не приведут ли разбирательства вокруг деятельности Федотова к уничтожению этого успешного правового института?
Спустя несколько дней после возбуждения дела против Федотова стало известно, что музыканты и продюсеры создадут альтернативную РАО ассоциацию «Авторский союз». Между тем эксперты давно сходятся на том, что конкуренция в сфере авторских прав убивает саму идею управления правами. Последние годы все реформы в этой отрасли, поощряемые государством, велись именно в сторону монополизации деятельности.
Статистика показывает, что объемы авторских отчислений и внедрение новейших правовых механизмов (включая высоко оцененное экспертами CISAC программное обеспечение, которое РАО использует для ведения документооборота и распределения отчислений авторам) находились в прямой зависимости от степени контроля РАО за защитой авторских прав.
Симптоматично, что большие проблемы у Федотова начались ровно в тот момент, когда он весной прошлого года добился договоренности между крупнейшими структурами, защищающими в России авторские права: РАО, Российским союзом правообладателей (РСП), Всероссийской организацией интеллектуальной собственности (ВОИС). Все они должны были объединиться в единую структуру: профсоюз деятелей культуры «Российское авторское общество» (ПДК «РАО») и даже подали необходимые документы в Минюст. Идею объединения обществ поддерживал и министр культуры.
Без всякого формального внешнего повода именно в этот момент в прессе вдруг всплыли скандальные истории про роскошную недвижимость Федотова, появились личные обвинения, некоторые артисты стали жаловаться на малые авторские сборы. После объявления планов об объединении трех китов, на которых стоит защита авторского права в России, до конца 2015 года в среднем в российской прессе и блогосфере ежемесячно размещалось около 100 негативных публикаций о руководителях РАО, РСП и ВОИС.
Эксперты отмечают, что публикации шли волнообразно, строго по определенным датам. В текстах, которые публиковали совершенно разные СМИ и блогеры, повторялись некоторые ключевые фразы и даже абзацы, что дает веские основания для подозрения о наличии некоего заказчика этой кампании.
Ситуация в авторском праве стремительно приобрела настолько скандальный оттенок, что вынужден был вмешаться лично президент РФ Владимир Путин. В своем послании в августе 2015 года он призвал правительство повысить уровень прозрачности в сфере управления правами; был обозначен и срок исполнения задачи — до 15 сентября. Однако к этой дате в Госдуму так и не был внесен ни один законопроект.
В публичном же пространстве появилась лишь одна идея от Минкомсвязи. 11 августа ведомство предложило заменить внедоговорное управление управлением на основе договоров, которые авторы или правообладатели добровольно заключают с обществами по коллективному управлению правами.
Эту инициативу сразу раскритиковало Минкультуры, обратив внимание на свою прерогативу заниматься регулированием сферы авторских и смежных прав. В Минкультуры предложили создать специальную информационную систему с реестром правообладателей и произведений и с «личным кабинетом», через который можно будет отслеживать начисление вознаграждений.
В дальнейшем полномочия Минкультуры в области авторских прав предполагалось передать Роспатенту. В начале июня 2016 года правительственная комиссия по административной реформе подтвердила необходимость создания на базе Роспатента единого органа в сфере интеллектуальной собственности. В СМИ появилась информация, что Федотова даже якобы приглашали «на высокий пост» в Роспатент.
По всей видимости, независимо от исхода дела Федотова, нас в ближайшее время ожидает реформа успешно себя зарекомендовавшего института авторского права в России. Скорее всего, появится либо новое ведомство, аккумулирующее отчисления, либо конкурентные общества, борющиеся за них. В обоих случаях возникает вопрос, насколько это может быть согласовано с законом?
Дело в том, что по закону в России государственную аккредитацию на сбор и распределение авторских отчислений за использование музыкальных произведений может получить только одна организация. С 2013 года такая аккредитация сроком на 10 лет есть у РАО.
Никаких оснований для аннулирования аккредитации РАО нет. Единая информационная система РАО, о которой много говорилось последние два года, успешно внедрена. В отчете члена делегации CISAC высоко оценена прозрачность деятельности РАО (что президентом РФ было названо главной целью в усовершенствовании сферы управления правами), эффективность, использование инновационных технологий, а также четкое соблюдение обязательных резолюций CISAC для музыкальных сообществ.
Пока эксперты не видят, как можно решить эту проблему без изменения законодательства, которое в последние годы показывало образцовую работоспособность. Таким образом, потребность в перераспределении финансовых потоков грозит поставить под удар работу правового института, которым мы могли бы гордиться перед всем миром.
Таким образом, дело Федотова выходит далеко за пределы проблемы распределения авторских отчислений. Не будем проводить параллели с делом владельца аэропорта «Домодедово» Дмитрием Каменщиком, однако все больше экспертов и юристов, на условиях анонимности, высказывают нам свое мнение, что именно от исходов этих дел будет во многом зависеть, распространятся ли рейдерские захваты на новые сферы бизнеса, станут ли они атавизмом, или обретут новую жизнь в условиях кризиса.
Виталий Лукашевич