Переписка по электронной почте, аудиозапись разговора, пропуск на территорию компании и показания свидетелей могут являться доказательствами существования трудовых взаимоотношений между сотрудником и работодателем, говорится в проекте постановления пленума Верховного суда РФ.
В документе отмечается, что отсутствие трудового договора не освобождает руководство компании от обязанности соблюдать права работника. При этом суды могут трактовать такое поведение работодателя как злоупотребление правом, указывает ВС.
Высшая инстанция также поясняет, что при отсутствии доказательств об обещанном размере оплаты труда неоформленного работника суды могут брать среднюю рыночную стоимость соответствующих услуг.
Признаки трудовых отношений
Проект пленума касается особенностей рассмотрения трудовых конфликтов между сотрудниками и руководством предприятий малого и микробизнеса.
ВС разъясняет, что в случаях, когда работодатель отрицает наличие трудовых отношений с сотрудником, суды могут отнести к признакам существования такой связи:
— выполнение работником действий в соответствии с указаниями работодателя;
— его интегрированность в организационную структуру работодателя;
— признание работодателем таких прав работника, как еженедельные выходные дни и ежегодный отпуск;
— оплата работодателем расходов, связанных с поездками сотрудника;
— осуществление периодических выплат работнику, которые являются для него единственным или основным источником доходов;
— предоставление инструментов, материалов и механизмов работодателем (рекомендация № 198 о трудовом правоотношении, утвержденная Генеральной конференцией Международной организации труда 15 июня 2006 года).
«При разрешении вопроса, имелись ли между сторонами трудовые отношения, суд в силу статей 55, 59 и 60 ГПК РФ вправе принимать любые средства доказывания, предусмотренные процессуальным законодательством. К таким доказательствам, в частности, могут быть отнесены письменные доказательства — оформленный пропуск на территорию работодателя, журнал регистрации прихода-ухода работников, графики работы, смены, отпусков, документы о направлении работника в командировку, о возложении на него обязанностей по обеспечению пожарной безопасности, о полной материальной ответственности, расчетные листы о начислении заработной платы, ведомости выдачи денежных средств, сведения о перечислении денежных средств на банковскую карту работника, заполняемые или подписываемые работником товарные накладные, счета-фактуры, копии кассовых книг о полученной выручке, путевые листы, заявки на перевозку груза, акты о выполненных работах, журнал посетителей, переписка сторон спора, в том числе по электронной почте, документы по охране труда, как то: журнал регистрации и проведения инструктажа на рабочем месте, удостоверения о проверке знаний требований охраны труда, направление работника на медицинский осмотр, акт медицинского осмотра работника, карта специальной оценки условий труда — а также свидетельские показания, аудио- и видеозаписи и другие», — разъясняет ВС РФ.
Отсутствие договора
Высшая инстанция отмечает, что отсутствие регистрации трудового договора не является основанием для признания его незаключенным и не освобождает работодателя от выплаты сотруднику заработной платы и исполнения других обязанностей, возложенных трудовым законодательством.
При этом, напоминает ВС РФ, обязанность по надлежащему оформлению трудовых отношений возлагается на работодателя.
«Неоформление работодателем или его уполномоченным представителем, фактически допустившим работника к работе, в письменной форме трудового договора в установленный статьей 67 ТК РФ срок, вопреки намерению работника оформить трудовой договор, может быть расценено судом как злоупотребление со стороны работодателя правом на заключение трудового договора (статья 22 ТК РФ)», — указывается в документе.
Размер оклада
ВС РФ также поясняет, что при рассмотрении дел о взыскании заработной платы сотрудников, трудовые отношения с которыми не оформлены в установленном законом порядке, суды могут ориентироваться на средний размер стоимости подобных услуг в данном регионе, либо исходить из суммы минимального размера оплаты труда.
«Судам следует учитывать, что в случае отсутствия письменных доказательств, подтверждающих размер заработной платы, получаемой работниками, работающими у работодателя – физического лица или у работодателя — субъекта малого предпринимательства, который отнесен к микропредприятиям, суд вправе определить ее размер исходя из обычного вознаграждения работника его квалификации в данной местности, а при невозможности установления размера такого вознаграждения — исходя из размера минимальной заработной платы в субъекте РФ (часть 3 статьи 37 Конституции, статья 1331 ТК РФ, пункт 4 статьи 1086 Гражданского кодекса РФ)», — говорится в проекте пленума.
ВС также напоминает, что сотрудник является экономически более слабой стороной в трудовых правоотношениях, чем работодатель, поэтому суды должны прикладывать максимум усилий для надлежащей защиты его прав и законных интересов.
Алиса Фокс