Верховный суд (ВС) РФ разрешил урезать сотрудникам прокуратуры доплаты за сложность, напряжённость и высокие достижения в службе. Высшая инстанция рассматривала иск помощника прокурора, которой сократили размер надбавки до 5 процентов от оклада. Тогда сотрудница надзорного ведомства сочла, что премию за сложность и напряжённость необходимо выплачивать в постоянном размере, а не менять в зависимости от результатов работы. Однако высшая инстанция сочла, что схема, по которой каждый сотрудник прокуратуры в любом случае будет ежемесячно получать 50 процентов от зарплаты, является несправедливой.
Размер премий
Премии за сложность, напряжённость и высокие достижения установили для материального стимулирования прокуроров, а также повышения их заинтересованности в результатах служебной деятельности. Порядок и условия получения доплат утверждены приказом №467 Генпрокурора от 7 июля 2017 года. В частности, он регулирует, что решения о размере премии принимаются ежегодно по результатам фактически отработанного времени.
Заявительнице установили премию в 5 процентов от оклада и тогда она решила, что положения о доплате противоречат и закону «О прокуратуре», и нормам Трудового кодекса.
Она считает, что так как премия ставит одной из целей повышение заинтересованности к службе, то она противоречит закону «О прокуратуре», который не относит доплату за сложность ни к мерам материального поощрения, ни к мерам наказания.
Кроме того, на взгляд истицы, доплата не соответствует статье 57 Трудового кодекса, поскольку она является составной частью трудового договора и не подлежит ежегодному регулированию.
Генпрокуратура в своих возражениях на иск указала, что положение о доплатах соответствует нормативным правовым актам, законных прав и интересов работников органов прокуратуры в целом, а также истца не нарушает.
Верховный суд поддержал эту позицию и не нашёл оснований для удовлетворения заявления.
Позиция ВС
Из решения следует, что денежное содержание прокурорских работников состоит из должностного оклада, доплат за классный чин, выслугу лет и особые условия службы. Последняя доплата составляет 175 процентов должностного оклада, говорится в решении. Также прокурорам доплачивают за сложность, напряженность и высокие достижения в службе - в размере до 50 процентов зарплаты. Сотрудники надзорного ведомства имеющие ученую степень и ученое звание или почетное звание «Заслуженный юрист» получают за это надбавки. Кроме того, работникам прокуратуры выдают премии по итогам службы за квартал и год, и другие выплаты.
«Доплата за сложность, напряженность и высокие достижения в службе устанавливается в соответствии с решением руководителя органа или организации прокуратуры с учетом объема работы и результатов службы каждого прокурорского работника.
По смыслу данной нормы, доплата является составной частью денежного содержания прокурорских работников, устанавливается в размере до 50 процентов должностного оклада, а критериями определения размера являются объем работы и результаты службы каждого прокурорского работника.
Исходя из изложенного изменение объема работы и результатов службы прокурорского работника, будет являться основанием для изменения размера этой доплаты», - поясняет ВС.
В связи с этим указание на то, что целью доплаты за сложность, напряженность и высокие достижения в службе является материальное стимулирование прокурорских работников и повышение их заинтересованности в результатах служебной деятельности, в полной мере согласуется с нормами закона о прокуратуре, считает суд.
Сам истец правомерно указывает, что эта доплата не является мерой материального поощрения или наказания, а является мерой стимулирования, напоминает он.
Нельзя признать состоятельным и довод о том, что доплата является составной частью трудового договора, в связи с чем не подлежит ежегодному регулированию, полагает ВС.
Критериями размера премии являются объём работы и результаты службы сотрудника прокуратуры и они могут меняться: в случае ухудшения - уменьшаться, а в случае улучшения - увеличиваться. Таким образом, определение четкого размера доплаты на весь период трудовой деятельности прокурорского работника не представляется возможным, указано в решении.
Суд поясняет, что премия в неизменном размере не соответствовала бы своим целям и ставила бы в неравное положение сотрудников, объем работы которых увеличился, а результаты службы улучшились, с работниками, объем работы и результаты службы которых остались неизменными или значительно ухудшились.
Поскольку оспариваемые нормы не противоречат правовым актам, имеющим большую юридическую силу, не нарушают права и законные интересы истца, то в в удовлетворении заявленного требования надлежит отказать, решил ВС РФ.
Алиса Фокс