Верховный суд РФ предлагает не наказывать пользователей «шпионских» спецустройств, если они приобретены для личной или семейной безопасности. Также высшая инстанция рекомендует не судить потребителей, не знавших о подобных свойствах приобретённого товара.

ВС подчеркивает, что если потребитель не собирался посягать на конституционные права граждан по защите тайны личной жизни, то его действия нельзя расценивать как уголовно наказуемые.


Следить за детьми и животными

«Сам по себе факт незаконного оборота специальных технических средств не может свидетельствовать о виновности лица в совершении преступления, предусмотренного статьей 138.1 УК РФ, если его умысел не был направлен на приобретение и сбыт именно таких технических средств», — говорится в проекте постановления пленума ВС РФ.

Например, когда гражданин покупает через интернет устройство, рекламируемое как бытовое, и он не знает о его дополнительных функциях, то есть добросовестно заблуждается о его фактическом предназначении, то состава преступления в этом нет, указывает ВС.

«Не могут быть квалифицированы по статье 138.1 УК РФ также действия лица, которое приобрело предназначенное для негласного получения информации устройство для использования, например, в целях личной безопасности, безопасности членов семьи, в том числе детей, сохранности имущества или в целях слежения за животными и не предполагало использовать его в качестве средства посягательства на конституционные права граждан», — подчёркивает ВС.

Намеренная негласность

Смартфоны, диктофоны, видеорегистраторы и т. п. могут быть признаны специальными техническими средствами только при условии, если им преднамеренно путем специальной технической доработки, программирования или иным способом приданы новые качества и свойства, позволяющие с их помощью негласно получать информацию, поясняется в проекте постановления.

Если суд не может сам определиться, может ли техническое средство быть использовано для негласного получения информации, то ему следует вызвать в процесс соответствующего специалиста, указывает ВС.

«В случаях, когда для установления принадлежности технического средства к числу специальных, предназначенных (разработанных, приспособленных, запрограммированных) для негласного получения информации, требуются специальные знания, суд должен располагать соответствующими заключениями специалиста или эксперта», — говорится в документе.

Путин и фермер

Президент РФ в декабре 2017 года удивился, что в Уголовном кодексе РФ вообще есть статья, по которой могут осудить за покупку GPS-трекера, глава государства пообещал лично разобраться в деле фермера из Курганской области Евгения Васильева, которого обвинили в «негласной слежке» за своей коровой.

В итоге прокуратура отозвала из суда дело «фермера-шпиона» и пообещала проверить все материалы, касающиеся незаконного оборота спецсредств для слежения.

По данным Судебного департамента, за шесть месяцев 2017 года в РФ 117 человек были осуждены по делам о незаконном обороте специальных технических средств, предназначенных для негласного получения информации (статья 138.1 УК РФ). Оправдательных приговоров по делам данной категории не выносилось. В отношении 34 человек дела прекратили по нереабилитирующим основаниям.

В 2016 году суды вынесли обвинительные приговоры за незаконный оборот спецтехники в отношении 228 человек, а в 2015 году — в отношении 259.

За два с половиной года только в отношении одного обвиняемого в таком преступлении суды вынесли оправдательный приговор — в 2016 году. В том же году суды признали двух фигурантов дел о покупке спецтехники невменяемыми, в отношении ещё 50 жителей России дела были прекращены по нереабилитирующим обстоятельствам.

Алиса Фокс