МОСКВА, 23 июн — РАПСИ. Вынужденное пересечение государственной границы при чрезвычайных обстоятельствах не образует состав преступления, отмечает Верховный суд (ВС) РФ в проекте постановления пленума "О судебной практике по делам о незаконном пересечении государственной границы РФ и преступлениях, связанных с незаконной миграцией".
"Нарушением правил пересечения государственной границы не является ее вынужденное пересечение в силу чрезвычайных обстоятельств, указанных в статье 9 Закона Российской Федерации от 1 апреля 1993 года №4730-I "О Государственной границе Российской Федерации" (например, вследствие несчастного случая, аварии, стихийного бедствия, угрожающего безопасности судна)", — следует из текста документа.
ВС разъясняет, что нарушение правил пересечения госграницы (например, ее пересечение вне установленных пунктов пропуска), также не образует состав преступления, если оно совершено лицом, имеющим при себе действительные документы на право въезда в Российскую Федерацию или выезда из нее и надлежащее разрешение, полученное в порядке, установленном российским законодательством.
Преступный умысел
Высшая инстанция напоминает, что преступления, предусмотренные статьей 322 УК РФ (незаконное пересечение государственной границы РФ) могут совершаться только с прямым умыслом, при котором виновный осознает факт пересечения им госграницы с нарушением установленных требований.
В этом случае преступления признаются оконченными с момента фактического пересечения лицом линии госграницы независимо от места и способа ее пересечения (пешком, на любом виде транспорта, тайно или открыто, с прохождением пограничного контроля в пункте пропуска через государственную границу или без такового).
Кроме того, ВС указывает, что неоднократное пересечение виновным лицом госграницы при обстоятельствах, свидетельствующих о наличии у него единого умысла на осуществление таких действий, подлежит квалификации как одно преступление.
"В частности, на единство умысла лица на неоднократное незаконное пересечение государственной границы, образующее одно преступление, может указывать совершение таких действий в течение непродолжительного времени, а также их направленность на достижение общей цели (например, незаконное пересечение государственной границы при сопровождении незаконных мигрантов или незаконном перемещении товаров на территорию Российской Федерации с последующим возвращением в другое государство)", — говорится в проекте постановления.