Благодаря законодательным инициативам Верховного суда РФ российской судебной системе в период пандемии удалось рассмотреть подавляющее большинство поступающих дел с помощью «письменного производства», констатировал председатель Совета судей Виктор Момотов.
Он отметил, что российские суды смогли в сложной эпидемиологической обстановке не просто обеспечить доступ граждан к правосудию, но и сохранить гласность судопроизводства, создав при этом безопасные условия для всех участников процесса.
Слаженный и гармоничный переход от реального к виртуальному правосудию стал возможен благодаря постоянному развитию информационных систем, однако российская судебная система не намерена останавливаться на достигнутом и планирует дальнейшую технологическую модернизацию, в том числе запуск суперплатформы «Правосудие онлайн».
Оперативный алгоритм
Председатель Совета судей Виктор Момотов рассказал о работе российской судебной системы в период пандемии в ходе первого вебинара сети верховных судов Европейского суда по правам человека, в котором приняли участие представители более 50 судов.
Момотов сообщил, что Верховный суд РФ и органы судейского сообщества оперативно разработали необходимый алгоритм действий для нижестоящих судов в условиях пандемии: было принято три совместных постановления Президиума ВС и СС, которые разъясняли нюансы работы судов во время действия в стране ограничительных мер.
Таким образом, ВС своевременно заложил фундамент для работы судов в новых условиях.
Во исполнение данных постановлений суды ввели ряд правил и ограничений, в том числе был приостановлен личный приём граждан; велась обработка и регистрация документов, поступающих только в электронном виде и посредством почтовой связи. К слову в России с 2017 года предоставлено право гражданам и организациям направлять суду любые процессуальные документы в электронном виде, и эта возможность активно применяется на практике. Так в 2019 году граждане и организации направили в суды 1,5 миллиона документов в электронном виде, что в полтора раза больше, чем в 2018 году. С учетом вызванных пандемией ограничений данная возможность стала еще более актуальной и востребованной», − рассказал Момотов.
Он отметил, что в судах не приостанавливалось рассмотрение дел и материалов безотлагательного характера, связанных с ограничением прав и свобод, безопасностью, избранием или изменением меры пресечения и другие. Также велась досудебная подготовка и процессы по делам, участники которых выразили согласие на рассмотрение дела в их отсутствие, если их личное участие в разбирательстве не являлось обязательным.
«Не было препятствий и к рассмотрению дел в порядке приказного и упрощенного производства, что по сущности своей является «письменным производством», осуществляемым путем обмена документами между сторонами и судом без проведения очного судебного разбирательства. В приказном и упрощенном порядке судами рассматривается порядка 77% гражданских дел, 90% административных дел и более половины экономических споров. Таким образом суды в период пандемии рассматривали подавляющее большинство поступающих дел благодаря «письменному производству», развитие которого стало возможным благодаря законодательным инициативам Верховного суда», − сообщил Момотов.
Правосудие онлайн
По его словам, судам рекомендовали в приоритетном порядке проводить судебные заседания с использованием систем видео-конференц-связи и веб-конференций.
«Проведение судебных заседаний в дистанционном формате стало возможными благодаря новейшим коммуникационным технологиям, таким как Zoom, Skype, ВКС Винтео и другим. Имеющийся на сегодняшний день уровень оборудования судебных залов в России позволил судам с использованием систем видео-конференц-связи рассмотреть свыше 13 тысяч дел», − рассказал глава Совета судей.
По его данным, только в период введения на территории России наиболее жестких ограничений, связанных с режимом «самоизоляции» с 19 марта по 11 мая, российские суды рассмотрели почти 3,5 миллиона дел и материалов, в электронном виде в суды поступило 360 тысяч процессуальных документов. Также пользователи интернета свыше 300 миллионов раз воспользовались ресурсом ГАС «Правосудие».
«Было важно сохранить гласность правосудия. Судами в сети интернет публиковались судебные акты, давались ответы на запросы заявителей, сторонам гарантировалось право осуществлять аудиофиксацию судебного разбирательства, для которой не требуется разрешения судьи, получать копии судебного решения, осуществлять с разрешения суда видеозапись судебного процесса.
Вышеизложенное свидетельствует об актуальности разработанных ранее технологических и цифровых решений. Дальнейшее развитие электронного правосудия является одной из приоритетных задач, стоящих перед судебной системой. В России будет продолжена разработка суперсервиса «Правосудие онлайн», который будет способствовать формированию единого информационного пространства судов, доступности и открытости правосудия и, в частности, позволит перейти на электронный документооборот; распространить дистанционный формат подачи и получения судебных документов, а также дистанционное участие в судебном процессе», − заявил Момотов.
Расширение цифровизации
В условиях пандемии не останавливалась работа и Верховного суда: впервые высшая инстанция рассматривала дела с применением системы веб-конференции. Всего было рассмотрено 42 дела, в том числе 8 − президиумом, с применением веб-конференции состоялись 9 заседаний Пленума ВС, сообщил Момотов европейским коллегам.
Он указал, что в настоящее время веб-конференция используется не только судами, но и органами судейского сообщества, с её помощью проходят заседания Президиума Совета судей, а также состоялось первое в таком формате пленарное заседание Совета судей.
Кроме того, президиум утвердил два обзора по отдельным вопросам судебной практики, связанным с применением законодательства и мер по противодействию распространению в РФ новой коронавирусной инфекции. В обзорах содержатся ответы на 47 вопросов применения норм материального и процессуального права, в том числе о мерах социальной и экономической поддержки граждан и бизнеса.
«В целом все меры, предусмотренные в совместных постановлениях Президиума ВС и Президиума СС в период противодействия распространению коронавирусной инфекции носили системный характер и позволили обеспечить безопасность здоровья граждан, защиту прав и законных интересов участников судопроизводства при осуществлении правосудия», − считает Момотов.
Он напомнил, что в России последовательно снижают и отменяют введенные ограничения в зависимости от эпидемиологической обстановки в каждом конкретном субъекте и в этой связи суды возобновляют работу в привычном режиме, обеспечивая при этом соблюдение требований санитарно-эпидемиологических правил.
В судах является обязательным соблюдение социальной дистанции в 1,5 метра, нахождение в помещении суда разрешено только в масках и перчатках, в зданиях установлены обеззараживающие средства для обработки рук, на входе замеряется температура, а председатели судов перевели сотрудников на дистанционный формат работы или устроили им гибкие графики, рассказал глава Совета судей.
«Анализируя опыт адаптации российской судебной системы к работе в условиях пандемии стоит отметить, что беспрерывная деятельность судов стала возможна благодаря применению новейших информационных технологий, с помощью которых удалось перевести большой объем деятельности судебной системы в электронный и дистанционный форматы. Условия пандемии подтвердили актуальность и стали новым толчком к развитию электронного правосудия.
В ближайшем будущем будет необходимо расширять цифровизацию в повседневной судебной деятельности, совершенствовать процессуальное законодательство, регламентирующее применение систем видео-конференц-связи и веб-конференции, также требуется нормативное закрепление многих других технологических новаций, позволяющих ускорить судебный процесс и сделать его более эффективным», − подчеркнул Момотов.
В заключении он отметил, что адаптивность судебной системы к внешним условиям, в том числе к таким как пандемия, зависит от системного совершенствования материальной и процессуальной базы судов.
«Судебная система должна идти в ногу со временем, используя лучшие современные идеи и решения для повышения качества правосудия, а главное − для обеспечения прав и свобод человека», − подчеркивает председатель Совета судей РФ.