Верховный суд РФ в четверг отказал в административном иске кемеровского автоинструктора Бориса Свидлера, пытавшегося добиться изменений в регламенте по сдаче водительского экзамена. 

Истца возмущает неопределенность ответственности в случае ДТП, которая возникает из-за нахождения за рулем ученика и возможности использовать «дополнительные» педали у сотрудника ГИБДД.


Кто на переднем? 

Согласно положениям действующего регламента, к экзамену на право управления автомобилем привлекаются как машины ГИБДД, так и машины автошколы. Считается, что сдавать на уже знакомой и привычной технике проще, поэтому школы договариваются с инструкторами и предоставляют их автомобили ученикам для сдачи экзамена, упоминая об этом в рекламе. 

Требования к авто простые: ОСАГО с допуском неограниченного круга лиц и наличие дополнительных педалей для экзаменатора. Согласно заявленной жалобе, инструктор не понимает, кто будет нести ответственность и восстанавливать автомобиль, если кандидат попадет в ДТП, а покупку "безлимитного" полиса ОСАГО считает затратным.

Раньше во время экзамена владелец авто сидел на переднем пассажирском сидении и сам мог экстренно затормозить, уточнила представитель МВД, однако это ставило в невыгодное положение сотрудника инспекции, принимавшего экзамен с заднего дивана. 

"Он не мог одновременно следить за действиями кандидата и за ногами инструктора, который мог помогать сдающему... Согласно действующему НПА, в случае ДТП ответственность будет нести лицо, действия которого повлекли аварию. Это определяется отдельно в каждом конкретном случае", — отметила представитель ведомства.

Истец и его представитель в суд не приехали, но просили рассмотреть иск в свое отсутствие. Представитель Минюста подчеркнул, что считает регламент законным. Юрист МВД также просила суд оставить административный иск без удовлетворения, а прокуратура встала на сторону действующего положения. Суд посчитал, что причин для отмены положений регламента нет. 

Мнение инструкторов 

Судья уточняла у сторон, как определяется конкретный автомобиль, отправляющийся на сдачу экзамена, но добиться ясного ответа не смогла. Юрист Минюста указала, что никакие НПА не регулируют этот вопрос, а ее коллега из МВД подчеркнула, что автомобили с двумя комплектами педалей не очень распространены у обычных водителей, но никто кандидату автомобиль инструктора не навязывает — можно сдавать и на машинах ГИБДД.

Предоставление инструкторского авто на экзамен навязывается автошколой и отдельно оплачивается, уточнили РАПСИ два источника, знакомые с ситуацией. Однако плата за такую "аренду" не выгодна для инструктора, а риски для него повышаются. 

"Дело в том, что автомобиль быстрее изнашивается, когда его передают ученику без участия инструктора. Во время экзаменов кандидат испытывает стресс: перегазовывает, перетормаживает, не жалеет подвеску автомобиля, а денег автошкола платит меньше, чем он смог бы заработать, просто давая уроки", — отметил собеседник агентства.

Любопытно, что после апрельских изменений в регламенте, участилось количество ДТП с участием кандидатов прямо на экзамене, рассказали источники. Объединение площадки и "городской" части экзамена привело к тому, что сотрудники ГИБДД не смогли сразу перестроиться и оценивать риски при новых городских маневрах, которые раньше отрабатывались на закрытых площадках.

"Большинство ДТП, произошедших в апреле, было из-за того, что новый формат оказался непривычным. Но все аварии были мелкими и незначительными. Во всех случаях оказался виноват кандидат, а вот сотрудник инспекции "самоудалялся" от разбирательств... После апреля аварии при сдаче прекратились — сотрудники ГИБДД освоились", — уточнил собеседник агентства.