При разводе семьи, в которой один из супругов занимается бизнесом, суды обязаны установить точный размер дохода от предпринимательской деятельности на момент расторжения брака, разъясняет Верховный суд (ВС) РФ во втором Обзоре судебной практики за 2023 год.


Развод произошел в 2018 году, и экс-супруга потребовала при разделе имущества половину от дохода бизнеса бывшего мужа за этот год.

Суд первой инстанции в таких требованиях отказал, отметив, что доказательств, свидетельствующих о расходовании супругом в 2018 году до даты расторжения брака доходов от предпринимательской деятельности не в интересах семьи, истицей не представлено и материалы дела указанных доказательств не содержат. Суд также сослался на неполноту сведений в приобщенных финансовых документах.

Апелляция назначила судебную бухгалтерскую экспертизу с целью определения размера дохода от предпринимательской деятельности в 2018 году на дату расторжения брака. Но экспертное учреждение не справилось с задачей, опять указав на недостаточный объем необходимой информации. Вторая инстанция решила взыскать с супруга половину всех средств, которые он заработал за 2018, учитывая его нежелание предоставлять в суд бухгалтерские выписки. Кассация также согласилась с апелляционным судом.

Позиция ВС 

Суд высшей инстанции отменил вынесенные по делу решения. Он указал, что самым значимым для судов является факт конкретной суммы дохода бизнеса на дату прекращения брака.

«От установления указанных обстоятельств зависело отнесение данного дохода к совместной собственности супругов (при определении его размера до прекращения брака), а также распределение между сторонами бремени доказывания факта расходования указанных средств супруга в интересах семьи или на личные цели без согласия супруги (в случае установления факта получения дохода до прекращения брака)», — отметил Верховный суд.  

Размер дохода на дату прекращения брака остался неустановленным, как и не выяснен вопрос о том, был он получен до или после прекращения брака.

 Определение № 19-КГ22-27-К5