Верховный суд РФ рассмотрел жалобу осужденного по делу о покушении на незаконный оборот наркотиков, который настаивал на исключении из квалификации преступления признака - с использованием информационно-телекоммуникационной сети «Интернет».


Автор аргументировал свою позицию тем, что использованный им интернет-сайт не был зарегистрирован в соответствии с Федеральным законом РФ от 27 декабря 1991 года №2124-1 «О средствах массовой информации» и до сих пор в Роскомнадзоре электронный ресурс так и не зарегистрирован.

«Доводы кассационной жалобы не основаны на фактических данных и законе», - указывает ВС в изученном РАПСИ определении. 

Суд первой инстанции установил, что житель Новосибирска, действуя по предварительному сговору с соучастником (уголовное преследование которого прекращено в связи со смертью) с целью обеспечения конфиденциальности создания «закладок» с запрещенными веществами и для бесконтактного способа незаконного их сбыта, а также поиска покупателей создали онлайн-магазин, напоминает ВС. 

«При этом они имели возможность доступа и пользования указанным онлайн-магазином при помощи технических средств, имеющих возможность выхода в информационно-телекоммуникационную сеть «Интернет», - отмечает высшая инстанция.

Далее, по данным ВС, фигуранты реализовали свой план: часть расфасованных наркотических средств были помещены в оборудованные тайники-закладки.

«Затем с помощью программы, предназначенной для быстрого обмена сообщениями и информацией в сети «Интернет», через аккаунт были переданы фотографии и информация о местонахождении тайника лицу, участвующему в оперативном мероприятии в качестве курьера онлайн-магазина на интернет-сайте в сети «Интернет».

Суд обоснованно пришёл к выводу, что (фигуранты) имели доступ к интернет-магазину, посредством которого осуществлялась незаконная деятельность по сбыту наркотических средств», - указывает ВС.

Он напоминает, что пунктом «б» части 2 статьи 228.1 УК РФ предусмотрена уголовная ответственность за сбыт наркотических средств, совершённый с использованием средств массовой информации либо электронных или информационно-телекоммуникационных сетей, включая сеть «Интернет».

Поэтому суд первой инстанции правильно квалифицировал действия автора жалобы как покушение на незаконный сбыт наркотических средств в крупном размере, группой лиц по предварительному сговору, с использованием информационно-телекоммуникационной сети «Интернет».

«Необходимо также отметить, что осуждённый необоснованно приводит суждения по поводу совершения преступления с использованием средств массовой информации. Такие фактические обстоятельства не вменялись ему в вину и его действия не были квалифицированы в том числе как покушение на незаконный сбыт наркотических средств с использованием средств массовой информации, предусмотренных Федеральным законом Российской Федерации от 27 декабря 1991 года №2124-1 «О средствах массовой информации», - указывает ВС. 

В результате судебная коллегия определила приговор Новосибирского областного суда оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.

Алиса Фокс