Обязательным условием сбыта поддельных денег или ценных бумаг является их введение в легальный оборот: если фигуранту не удалось получить на фальшивые купюры товар или сдачу, а саму поддельную банкноту изъяли полицейские, то данные действия трактуются как покушение, а не оконченное преступление, разъясняет Верховных суд РФ. 


Суть дела 

Верховный суд РФ рассмотрел жалобу на обвинительный приговор по делу о незаконном сбыте продавцу магазина заведомо поддельного банковского билета Центрального банка РФ, а также грабеж. 

Суд установил, что обвиняемый вступил в преступный сговор с двумя сообщниками и планировал купить в магазине на поддельную купюру товар незначительной стоимости с целью получить сдачу настоящими деньгами. 

При этом у фигурантов сначала не получилось сбыть фальшивые 5 тысяч рублей в одном магазине, так как продавец сослалась на отсутствие сдачи, а в другом - потому что кассир заподозрила подделку. В итоге подсудимые из магазина убежали, а сотрудница торговой точки вызвала полицию. 

Данные действия фигурантов были квалифицированы по части 1 статьи 186 УК РФ. 

Осужденный считает, что его действия были неправильно квалифицированы - вместо оконченного преступления, должно было быть покушение на сбыт фальшивых купюр. Также фигурант просит снизить наказание, приняв во внимание наличие у него психического расстройства.

Позиция ВС 

В части квалификации действий обвиняемого по сбыту поддельного банковского билета судебные решения подлежат изменению, пришел к выводу ВС.

Сбыт поддельных денег или ценных бумаг состоит в использовании их в качестве средства платежа при оплате товаров и услуг, размене, дарении, даче взаймы, продаже и т.п., напоминает ВС позицию Пленума (пункт 5 постановления от 28 апреля 1994 года №2). 

«Исходя из названых разъяснений и с учетом диспозиции ст. 186 УК РФ следует, что, обязательным условием сбыта поддельных денег или ценных бумаг является их введение в оборот. 

Сбыт поддельных денег является оконченным, если лицу удалось произвести отчуждение поддельного банковского билета, в результате чего он вошел в легальный денежный оборот», - обращает внимание высшая инстанция.

Однако, как следует из показаний продавца и установлено судом, фигуранты отдали фальшивую купюру кассиру, но когда та начала проверять ее с помощью аппарата, убежали без товара и не получив никакой сдачи. Затем продавец вызвала сотрудников полиции, которые поддельный банковский билет изъяли из незаконного оборота.

«Таким образом, указанные обстоятельства свидетельствуют о том, что (продавец) не приняла поддельную купюру в качестве средства платежа, то есть, довести до конца умысел, направленный на сбыт заведомо поддельного банковского билета, то есть использовать его в качестве средства платежа, (осужденный) не смог по независящим от него обстоятельствам, поскольку его незаконные действия были обнаружены продавцом.

В этой связи в данной части действия (автора жалобы) подлежат переквалификации на покушение на незаконный сбыт заведомо поддельного банковского билета Центрального банка Российской Федерации», - разъясняет ВС.

Также высшая инстанция приняла во внимание наличие у фигуранта психического расстройства. 

В результате Судебная коллегия определила смягчить назначенное автору жалобы наказание.