Ни для кого не секрет, что из 1300 российских юридических вузов, с учетом профильных факультетов и филиалов в регионах, должный уровень преподавания обеспечивают далеко не все. По каким критериям можно оценить качество образования, которое получают выпускники?

Ректор Российской академии правосудия (РАП), судья в отставке Валентин Ершов – гость авторской программы Виталия Ушканова "Право знать" - главным критерием оценки называет наличие качественных и подготовленных преподавателей, чьи трудовые книжки лежат в данном конкретном вузе. "Техническое обеспечение, зарплата, прочие подобные факторы тоже важны. Но главное – кто именно преподает", - говорит Ершов.

"То, что нынешние юридические вузы стали многопрофильными, и их выпускники, по сути, не готовы к реальной и конкретной работе - в этом утверждении есть много правды. Есть две модели образования. Первая – классическая, университетская. Вторая – специализированное образование. Вот мы в своей Академии являемся приверженцами именно второй модели", - продолжает гость.

По его данным, из 5 тыс. выпускников РАП именно судьями становится ежегодно примерно треть специалистов. "Мы даем более углубленные знания для работы именно в суде, заостряем внимание на изучении материального и процессуального права, организуем стажировку в судах. Поэтому наши выпускники подготовлены лучше прочих именно к судейской карьере", - отмечает Ершов.

Гость программы раскрыл некоторые секреты работы судейских экзаменационных комиссий. "Мы тоже используем билеты, как и в любом учебном заведении. Соискателю должности судьи надо ответить на шесть вопросов – три теоретических, две задачи, которые следует решить. Шестое задание – надо написать некий процессуальный документ. Это может быть решение или определение суда по какому-то казусу", - говорит ректор РАП.

На подготовку ответов по билету претендент получает 3 часа, все решения должны подаваться в письменной форме. Она необходима для того, чтобы в случае возникновения спора можно было проверить решение экзаменационной комиссии. "Были примеры, когда мы удаляли за списывание. Но у нас – своя система. И кандидат на должность судьи может пользоваться любыми кодексами. Ведь первая практическая задача судьи – еще раз прочесть закон", - подчеркивает Ершов.

Другое дело, что текстах кодексов или законов очень часто нет готовых ответов на те вопросы, что ставит жизнь. "Или есть пробел в законодательстве, или тексты двух нормативно-правовых актов противоречат друг другу. И вот здесь кандидат должен проявить умение работать с текстом и системно анализировать. Это и есть самое главное", - резюмирует гость программы.