МОСКВА, 2 мар - РАПСИ, Ирина Тумилович. Правозащитники в среду подали в суд иск с требованием обязать производителей водки убрать с этикетки ложную информацию о том, что 40-градусный напиток создан по классическому рецепту ученого-химика Дмитрия Менделеева, сообщили Российскому агентству правовой и судебной информации (РАПСИ/infosud.ru) истцы.

"Сегодня Общество защиты прав потребителей подало исковое заявление в Измайловский суд Москвы в защиту неопределенного круга потребителей. Ответчиками по делу выступают ООО "Русский Стандарт Водка" и ЗАО "Банк Русский Стандарт", - сообщили в обществе.
Истцы считают, что ответчики нарушают действующее законодательство и обманывают потребителей, предоставляя не только недостоверную, но и заведомо ложную информацию.

В заявлении уточняется, что речь идет о водке "Русский Стандарт Gold" и "Русский стандарт Platinum".

"Информация, которая содержится на этикетке, утверждает, что данный напиток создан по классическому рецепту Менделеева. Рассказывается даже история о том, что этот рецепт разработан на экстракте "золотого корня" - женьшеня. Указан и год создания - 1894. Однако такая информация противоречит действительности - Менделеев никогда не разрабатывал рецептур для водки", - говорится в иске.

Правозащитники считают это "умышленным искажением реальных исторических фактов в корыстных интересах".

"Известно, что в период монополизации алкогольной продукции, проходившей в период с 1894 по 1902 год, российское правительство поручило комиссии во главе Менделеевым провести проверку качества реализуемой на тот период на рынке алкогольной продукции. При этом ни в одном историческом документе не упоминается, что ученый создал классический рецепт водки, тем более, использовал для этих целей корень женьшеня", - отмечают истцы.

Таким образом, по мнению правозащитников, производитель умышленно вводит потребителей в заблуждение, что является нарушением статьи 8 ФЗ РФ "О рекламе" от 18 июля 1995 года.

Убрать герб

Общество по защите прав потребителей также просит суд убрать с этикетки рисунок двуглавого орла, увенчанного двумя малыми коронами и над ними - одной большой, в правой лапе которого - скипетр, а в левой - держава.

"Даже неискушенному потребителю бросается в глаза, что изображенный рисунок имеет удивительное сходство с государственным гербом Российской Федерации. Отличие заключается лишь в рисунке, размещенном на груди орла: вместо всадника в щите размещено другое, плохо различаемое изображение", - говорится в иске.

Правозащитники указывают, что таким образом производители водки нарушают закон "О государственном гербе РФ", статья 8 которого определяет, что гербы общественных объединений и организаций не могут быть идентичны государственному, а также что государственный герб РФ не может быть использован в качестве геральдической основы гербов организаций. Кроме того, в законе прописано, что недопустимо использовать изображение герба РФ в качестве основы для рекламы.

В ОЗПП рассказали, что Геральдический совет при президенте РФ по их просьбе провел геральдическую экспертизу этикетки на допустимость использования подобных эмблем в оформлении товарной продукции, которая подтвердила мнение истцов.

"Экспертиза также постановила, что на этикетке продукции "Русского стандарта", а также на "укупорочном элементе (колпачке)" бутылок помещены одноцветные изображения герба Санкт-Петербургской губернии (морской и речной о трех лапах якоря накрест - поверх них скипетр в столб; щит увенчан императорской короной и окружен перевитым лентой венком), герба Тобольской губернии (тарч поверх двух знамен накрест и пернача в столб поверх них; щит увенчан императорской короной и окружен перевитым лентой венком) центрального элемента герба города Тобольска (воинская пирамида с топорами, знаменами и барабанами) и герба города Новосибирска", - говорится в иске.

Правозащитники считают, что производитель водки использует эти изображения намеренно и "тем самым он играет на гражданских чувствах потребителей, выражающихся в отношении глубокого уважения и признания государственных символов РФ, позволяя потребителям самостоятельно домысливать способ, качество и другие свойства продукта, создавая впечатление, что водка производится государством".

Неразличимый шрифт

Кроме того, истцы просят суд обратить внимание, что информация о товаре напечатана столь мелким шрифтом, что прочитать ее без специальных технических средств, увеличивающих изображение, невозможно. В частности, потребитель не сможет узнать состав водки, поскольку по всему параметру текста нанесены вкрапления, которые затрудняют чтение даже с использованием лупы, говорится в заявлении.

Правозащитники напомнили, что статья 8 закона "О защите прав потребителей" обязывает производителей доводить информацию о товаре в доступной форме.

ОЗПП не первый раз судится с производителями из-за слишком мелкого шрифта на этикетке, в частности, они обратились с иском к ООО "Кока-Кола" ЭйчБиСи Евразия", в котором просят обязать производителя напитка указывать его состав более крупным шрифтом. Данное гражданское дело назначено к рассмотрению на 28 марта в Басманном суде Москвы.