МОСКВА, 10 фев - РАПСИ. Взрыв, поджог или иные способы посягательства на жизнь и здоровье другого человека, совершенные по мотиву мести или личной неприязни, не могут считаться терактом. Об этом говорится в утвержденном накануне постановлении Пленума Верховного суда (ВС) РФ, текст которого размещен в пятницу на официальном сайте суда.
В постановлении поясняется, что судам надлежит квалифицировать как теракт (статья 205 УК РФ) те "устрашающие население и создающие опасность гибели человека" действия, и, соответственно, угрозу их совершения "только при наличии у лица цели воздействия на принятие решений органами власти или международными организациями".
При этом в ВС РФ полагают, что посягательство на жизнь государственного или общественного деятеля, судьи, следователя, либо другого сотрудника правоохранительного органа тем же способом - закладывая бомбу, поджигая помещение и тому подобное, может считаться терактом в том случае, если это делалось, чтобы заставить власти принять какое-либо решение.
Месть или попытка заставить бросить госслужбу или политическую карьеру не считаются терроризмом, уверены в ВС РФ.
Также судьи уточнили, что под вербовкой следует понимать уговоры, убеждения, просьбы и предложения - в том числе совершенные посредством размещения материалов на различных носителях и распространения через информационно-телекоммуникационные сети. Применение силы и просто поиск потенциальных террористов уже подпадают под статью 205.1 УК РФ (содействие террористической деятельности), что карается заключением на срок до 20 лет.
Следующая статья - 205.2 УК РФ - прописывает, что оправдание терроризма выражается в публичном заявлении о признании идеологии и практики терроризма правильными, нуждающимися в поддержке и подражании. Пленум ВС РФ разъяснил, что под идеологией и практикой терроризма понимается идеология насилия и практика воздействия на принятие решения органами власти, связанные с устрашением населения и иными формами противоправных, насильственных действий.
Публичность осуществления призывов должна оцениваться в зависимости от места, способа, обстановки и других обстоятельств дела. Например, обращения к группе людей в общественных местах, на собраниях и митингах, распространение листовок и вывешивание плакатов, а также размещение обращений в информационно-телекоммуникационных сетях общего пользования, включая интернет, даже посредством спама вполне могут быть квалифицированы как публичные призывы к осуществлению террористической деятельности или публичное оправдание терроризма. Наказание за это достигает семи лет заключения.
Согласно постановлению, призыв следует считать законченным с момента публичного провозглашения, независимо от того, удалось ли побудить других людей стать террористами. Как только печатное СМИ поступило в продажу или была записана аудио- или видеопрограмма, с первых минут радиоэфира или демонстрации кино преступление считается совершенным. Публикации призывов на зарегистрированных как СМИ сайтах карается по части 2 статьи 205.2 УК РФ, санкция которой предусматривает лишение свободы на срок до семи лет. Пропаганда терроризма в личном блоге тоже является публичным призывом и чревата лишением свободы до пяти лет.
Оправдание терроризма в свою очередь образует состав оконченного преступления с момента публичного выступления с заявлениями о признании идеологии и практики терроризма правильными и заслуживающими поддержки и подражания.