МОСКВА, 27 июн - РАПСИ. Верховный суд (ВС) РФ отказался исключить сотовые телефоны из списка товаров, за которых импортеры обязаны платить вознаграждение правообладателям за возможное использование техники для воспроизведения песен и клипов.

Резолютивную часть соответствующего решения, которым отклонено обращение ООО "Нокиа", огласил во вторник судья Николай Романенков.

После изготовления полной версии решения недовольная им сторона сможет подать жалобу в апелляционную инстанцию.

Заявитель обратился к высшему суду, оспаривая постановление правительства РФ от 14 октября 2010 года и утверждая, что сотовые телефоны не используются для воспроизведения фонограмм, тогда как по указанной норме с импортеров мобильных, коим ООО "Нокиа" является, взыскивается плата за свободное воспроизведение песен и клипов.

Представители компании уверены, что хотя многие телефоны могут проигрывать аудио и видео, это не считается воспроизведением, которое обязывает их платить правообладателям. Граждане могут загружать песни из интернета, слушать их в потоковом режиме прямо из сети, даже загружать файлы с пиратских сайтов - все это не является указанным в Гражданском кодексе свободным использованием, за которое импортеры должны платить, считают представители заявителей.

Указанным свободным воспроизведением, применимым к телефонам, может являться только прослушивание песен, записанных на диктофон или клипов, снятых мобильной камерой, но социологические исследования доказывают, что так делает ничтожно малое количество обладателей сотовых телефонов. Представитель добавил, что запись на диктофон или камеру имеет заметно худшее качество, поэтому граждане предпочитают скачивать аудио и видео из сети.

По данным заявителей, в Испании аналог Российского союза правообладателей потребовал у Нокии таких же компенсаций. Мадридский суд ему отказал, отметив, что не делается различий между телефонами, предназначенными для физ- или юрлиц, и по тому признаку, как сотовые используются - для записи или прослушивания.

Похожий процесс проходил во Франции, где суд указал, что для требования выплат необходимо детальнее изучать технические характеристики мобильных, что, впрочем, все равно приведет к обобщению, поэтому требование платы за свободное воспроизведение с импортеров было признано незаконным, сообщили заявители.

Представители компании отметили, что в России размер выплат составляет 1% от таможенной стоимости телефона, безотносительно технических возможностей аппаратов - будь это видеокамера последней модели или недорогой мобильный телефон с минимальными мультимедийными возможностями, поэтому эти выплаты нельзя считать компенсационными.

В свою очередь представитель Минкультуры РФ - ответчика по делу - Максим Прокшин настаивал на отказе в требованиях Нокии, отметив, что согласен, что не имеет правового значения количество использований, источник получения записей.

"Но речь идет о свободной возможности осуществлять запись без согласия правообладателя. За эту возможность, за вероятные потери правообладателя и установлены выплаты", - сказал он, отметив, что компания-заявитель как импортер, а не конечный продавец, не сможет установить точно, будет ли покупатель пользоваться всеми функциями телефона.

Единый для всех видов записывающих устройств процент выплаты был введен для того, чтобы исключить злоупотребление при декларировании, добавил Прокшин, сообщив суду, что невыплаты таких вознаграждений имеют массовых характер, хотя некоторые поставщики телефонов все-таки отчисляют требуемый процент.