МОСКВА, 19 ноя - РАПСИ. Девятый арбитражный апелляционный суд согласился с выводами арбитража Москвы, который признал незаконным решение ФАС РФ о нарушении ОАО "Российские железные дороги" (РЖД) антимонопольного законодательства, выразившемся в ограничении доступа компаниям-грузоотправителям к грузовым железнодорожным перевозкам, сообщил РАПСИ представитель суда.

Соответствующее постановление апелляционный суд вынес 15 ноября, отклонив жалобу Федеральной антимонопольной службы России на решение суда первой инстанции.

Арбитражный суд Москвы в августе по заявлению РЖД отменил решение и предписание ФАС от 5 декабря 2011 года.

При этом ФАС РФ в ноябре 2012 года на основании данного антимонопольного дела вынесла постановление о наложении на РЖД административного штрафа в размере более 2 миллиардов рублей. Компания была привлечена к административной ответственности за злоупотребление доминирующим положением на товарном рынке перевозок грузов железнодорожным транспортом по территории РФ.

Решения ФАС и арбитража

В решении от 5 декабря 2011 года ФАС признала, что ОАО "РЖД" нарушило закон о конкуренции, затрудняя грузоотправителям доступ к услугам к подвижному составу Первой и Второй грузовых компаний. ФАС посчитала, что РЖД вынуждала грузоотправителей рассчитываться за грузовые перевозки по тарифам для собственного подвижного состава. Также служба выдала предписание РЖД об удовлетворении заявок на перевозки грузов на условиях инвентарного парка и об организации взаимодействия с компаниями, входящими в группу лиц ОАО "РЖД" и другими операторскими компаниями в этих целях.

РЖД не согласились с решением и предписанием ФАС и подали иск в арбитраж Москвы. РЖД заявили, что в результате реформы инвентарный парк был передан в дочерние компании и выведен из регулируемого сектора.

Суд первой инстанции в своем решении указал, что на основании нормативных правовых актов правительства РФ и правительственных поручений в ОАО "РЖД" фактически отсутствует инвентарный парк грузовых вагонов. Суд согласился с доводом РЖД о том, что компания не может обязать дочерние общества, либо иных собственников вагонов предоставлять ей в аренду вагоны под перевозки грузов, поскольку такая обязанность может возникнуть только в силу закона, либо добровольно взятого обязательства (договора).

Кроме того, как отметил суд, из представленных доказательств следует, что РЖД предприняли все возможные меры по привлечению вагонов дочерних обществ и иных собственников вагонов под перевозки.

Постановление ФАС о штрафе

В ноябре ФАС России привлекла к административной ответственности РЖД за злоупотребление доминирующим положением. На компанию был наложен штраф в размере 2,241 миллиарда рублей.

ФАС отметила, что нарушение антимонопольного законодательства стало следствием неисполнения ОАО "РЖД" вступившего в законную силу предписания ФАС, выданного еще при создании ОАО "ПГК" и ОАО "ВГК". В уставный капитал этих обществ были переданы грузовые вагоны.

При этом ФАС России сформулировала требования к группе лиц ОАО "РЖД", направленные на обеспечение конкуренции, включая разработку специального регламента предоставления вагонов всей группой лиц, в том числе для выполнения повагонных отправок. Текст этого документа неоднократно обсуждался, однако необходимые меры так и не были приняты, отметила ФАС в своем сообщении.

ОАО "РЖД", комментируя сообщение о штрафе, заявило, что удивлено решением ФАС и намерено обжаловать его.

В сообщении компании говорилось, что "ОАО "РЖД" не согласно с наложенным штрафом и требованиями ФАС: перевод инвентарного парка в статус приватного, создание компаний, которым этот парк был передан, и вывод его из регулируемого сектора, произошли на основании документов, утвержденных и одобренных правительством РФ".

По мнению РЖД, принуждение компаний, ставших собственниками вагонов, предоставлять вагоны по регулируемым ценам в качестве вагонов инвентарного парка, перечеркнет уже принятые и выполненные государственные решения по выводу инвентарного парка из регулируемого сектора.

Как подчеркивалось в сообщении РЖД, "привлечение к ответственности правительственным органом, каковым является ФАС, государственной компании за исполнение государственных же требований по отраслевому реформированию перевозок грузов является бесспорно необоснованным и неправомерным.