МОСКВА, 14 янв - РАПСИ. Арбитражный суд Москвы отменил постановление ФАС РФ о наложении на крупнейшего перевозчика ОАО "Российские железные дороги" оборотного штрафа в размере 2,241 миллиарда рублей, сообщили РАПСИ в суде.
Тем самым суд удовлетворил иск ОАО "РЖД", признав незаконность выводов ФАС России. Антимонопольный орган привлекал перевозчика к административной ответственности за злоупотребление доминирующим положением на товарном рынке перевозок грузов железнодорожным транспортом по территории РФ.
В ходе судебного заседания в понедельник суд отклонил ходатайство ФАС об отложении процесса. Свою просьбу антимонопольный орган мотивировал тем, что служба намерена подать кассационную жалобу по делу, которое может повлиять на настоящий спор.
Антимонопольное дело
Ранее ведомство вынесло решение, в котором признало железнодорожную компанию нарушителем антимонопольного законодательства в части необеспечения доступа к услугам по перевозке грузов в вагонах перевозчика.
По мнению ФАС, компания, являясь естественной монополией, значительно сократила предоставление услуг по железнодорожным перевозкам грузовыми вагонами. РЖД отказывали в приеме заявок на перевозку грузов, поданных грузоотправителями, а также не исполняли в полном объеме ранее согласованные заявки на перевозку грузов.
Доступность услуг (степень удовлетворения заявок), по оценке ФАС, снизилась для крупных грузоотправителей с 90% до 60%, а для малого и среднего бизнеса - с 75% до 35%.
При этом потребители услуг РЖД указывали в своих обращениях в ФАС на значительный рост совокупных транспортных затрат, связанных с перевозками грузов железнодорожным транспортом общего пользования, в частности увеличение размера нерегулируемой "вагонной составляющей" цены.
При фактическом избытке вагонов на рынке сложился недостаток их предложения, вагонная составляющая стоимости перевозки во многих случаях выросла до двух раз, а рост стоимости перевозки - до 30% и более, отмечалось в материалах антимонопольного ведомства.
ФАС отмечала, что нарушение антимонопольного законодательства стало следствием неисполнения ОАО "РЖД" вступившего в законную силу предписания ФАС, выданного еще при создании ОАО "ПГК" и ОАО "ВГК". В уставный капитал этих обществ были переданы грузовые вагоны. При этом ФАС России сформулировала требования к группе лиц ОАО "РЖД", направленные на обеспечение конкуренции, включая разработку специального регламента предоставления вагонов всей группой лиц, в том числе для выполнения повагонных отправок. Текст этого документа, отмечает ФАС, неоднократно обсуждался, однако необходимые меры так и не были приняты.
Вместе с тем, в РЖД не согласились с решением регулятора и обжаловали его в суде, который в первой инстанции принял сторону компании. Арбитражный суд Москвы в августе признал недействительными решение и предписание ФАС. Девятый арбитражный апелляционный суд 15 ноября подтвердил решение суда первой инстанции.
Позиция РЖД
ОАО "РЖД", комментируя сообщение о штрафе, заявило, что удивлено решением ФАС и намерено обжаловать его.
В сообщении компании говорилось, что "ОАО "РЖД" не согласно с наложенным штрафом и требованиями ФАС: перевод инвентарного парка в статус приватного, создание компаний, которым этот парк был передан, и вывод его из регулируемого сектора, произошли на основании документов, утвержденных и одобренных правительством РФ".
По мнению РЖД, принуждение компаний, ставших собственниками вагонов, предоставлять вагоны по регулируемым ценам в качестве вагонов инвентарного парка, перечеркнет уже принятые и выполненные государственные решения по выводу инвентарного парка из регулируемого сектора.
Как подчеркивалось в сообщении РЖД, "привлечение к ответственности правительственным органом, каковым является ФАС, государственной компании за исполнение государственных же требований по отраслевому реформированию перевозок грузов является бесспорно необоснованным и неправомерным".