МОСКВА, 24 апр - РАПСИ. Госдума приняла в среду в первом чтении законопроект, позволяющий районным судам рассматривать дела по особо тяжким преступлениям, максимальное наказание за которые не превышает 20 лет лишения свободы, в частности о похищениях, захвате заложников, бандитизме и терроризме, не сопряженных с убийством.

Документ был внесен в Госдуму Верховным судом РФ 9 ноября 2012 года. Он предлагает изменить положения Уголовно-процессуального кодекса (УПК) РФ, касающиеся вопросов подсудности уголовных дел и определения процедуры апелляционного производства.
Так, районные и гарнизонные военные суды предлагается наделить правом рассмотрения по первой инстанции дел о преступлениях, максимальное наказание за которые не превышает 20 лет лишения свободы (кроме дел о преступлениях против мира и безопасности человечества), с возможностью проверки вынесенных ими решений в апелляционном порядке областным судом.

Законопроектом закрепляется право обвиняемых в совершении тех преступлений, за которые уголовным законом предусмотрено наказание в виде лишения свободы на срок до 20 лет, пожизненного лишения свободы или смертной казни, а также преступлений против мира и безопасности человечества, заявлять ходатайство о рассмотрении дела коллегией из трех судей федерального суда общей юрисдикции (помимо рассмотрения судом присяжных). Также предлагается предоставить судьям областного суда право единолично проверять в апелляционном порядке решения нижестоящих судов по делам о преступлениях небольшой и средней тяжести.

За областным судом сохраняются полномочия по рассмотрению в качестве суда первой инстанции, в том числе с участием присяжных заседателей, дел о преступлениях, за которые в качестве наиболее строгого вида наказания может быть назначено пожизненное лишение свободы либо смертная казнь, а также о преступлениях против мира и безопасности человечества, дел, содержащих государственную тайну, и в отношении специальных субъектов. При этом проверка принятых решений в апелляционном порядке может быть проведена Верховным судом РФ.

Предлагается установить законодательные ограничения на произвольные объединения в одном производстве либо выделение в отдельное производство дел о преступлениях, подсудных судам разных уровней, в целях обеспечения конституционных прав участников уголовного судопроизводства.

Документом исключается право судьи единолично на стадии назначения судебного заседания разрешать вопрос о сохранении, отмене или изменении меры пресечения в отношении подсудимого, осужденного к заключению под стражу, причем данная мера пресечения действует до вступления приговора в законную силу. Также исключается указание на возможность для суда апелляционной инстанции в случае отмены оправдательного приговора или постановления суда первой инстанции самому постановить обвинительный приговор (в этих случаях суд апелляционной инстанции должен направить дело на новое рассмотрение в суд первой инстанции).