МОСКВА, 21 мая - РАПСИ. Госдума приняла в первом чтении Кодекса об административном судопроизводстве (КоАС), который регулирует процедуру ведения споров в суде между государством или госорганом и гражданином.
С предложением принять такой кодекс выступил президент Владимир Путин в своем послании Федеральному собранию в декабре 2012 года. Подготовленный проект кодекса президент внес на рассмотрение Госдумы в конце апреля 2013 года.
Административное судопроизводство будут осуществлять суды общей юрисдикции - специальных судов создаваться не будет. КоАС будет касаться, в частности, дел об оспаривании нормативных правовых актов, об оспаривании решений, действий или бездействия госорганов, местных властей, избирательных комиссий, государственных и муниципальных чиновников, квалификационных коллегий судей. Под действие КоАС будут подпадать вопросы приостановления деятельности или ликвидации политической партии, общественного объединения, религиозной, некоммерческой организации, прекращение работы СМИ, взыскание налогов и обязательных платежей с физлиц и НКО, временное размещение лиц, подлежащих реадмиссии, административный надзор за освобожденными из мест лишения свободы, принудительная госпитализация в психиатрический стационар.
КоАС не будет затрагивать вопросы, находящиеся в компетенции Конституционного суда РФ и региональных конституционных (уставных) судов, арбитражных судов, Дисциплинарного судебного присутствия. КоАС не будет иметь отношения к судопроизводству по делам, подпадающим под федеральный Кодекс об административных правонарушениях (КоАП).
Органы власти и должностные лица должны будут сами доказывать законность оспариваемых в суде актов, решений и действий. Суду представляется право истребовать доказательства по своей инициативе, а при проверке законности правовых актов, решений и действий суд вправе выйти за пределы заявленных истцом требований.
Административные дела будут рассматривать по первой инстанции районные суды - в двухмесячный срок после поступления иска в суд. По ряду дел первой инстанцией будет Верховный суд РФ: об оспаривании актов президента или правительства России, федеральных министерств, ЦБ и ЦИК; о ликвидации политической партии; о разрешении споров между федеральными ведомствами и между регионами.
Предусмотрены апелляционная и кассационная инстанции.