С.-ПЕТЕРБУРГ, 14 июл — РАПСИ, Кирилл Чулков. Конституционный суд РФ (КС) отказал в жалобе на закон о выборах, согласно которому признаются недействительными подписи, собранные лицом, не полностью предоставившим свои данные, а также отказывающему в регистрации кандидата, в поддержку которого выявлено более 10% недостоверных подписей, говорится в отказном определении, опубликованном в понедельник на сайте суда.

В КС обратился самовыдвиженец на выборах главы города Калининграда Игорь Плешков. Заявитель оспаривал положения Федерального закона от 12 июня 2002 года No 67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» в подпунктах «з» 2 пункта 64 и «д» пункта 24 статьи 38 (В редакции закона от от 5 мая 2014 года последний подпункт сменил обозначение на «г»).

Заявитель собрал для регистрации в качестве кандидата на выборах почти 2 тысячи подписей. Из 443 подписей, отобранных для проверки, 146 подписей, то есть более 30%, были признаны недействительными. Из них 130 подписей попали в брак из-за того, что сборщик подписей в подписных листах не указал в адресе своего места жительства наименование субъекта РФ – Калининградскую область.

По мнению заявителя, оспариваемые нормы не соответствуют Конституции, поскольку предусматривают безусловный отказ в регистрации кандидата в случае обнаружения какой-либо неполноты данных о сборщике подписей в подписных листах, и не позволяют кандидату или сборщику подписей устранить данный недостаток после его обнаружения избирательной комиссией.

КС отметил, что сведения о сборщике подписей, в том числе об адресе его места жительства, «необходимы для того, чтобы у избирательной комиссии была возможность идентифицировать лицо, осуществлявшее сбор подписей, проверить, вправе ли оно было собирать подписи, выяснить у него определенные сведения относительно сбора подписей, поскольку, заверяя подписной лист, сборщик, по существу, берет на себя ответственность за соблюдение установленного порядка сбора подписей избирателей, подтверждая, в частности, факты собственноручного проставления каждым избирателем своей подписи и даты ее внесения».

Ранее КС уже рассматривал вопрос о необходимости внесения сведений об адресе места жительства сборщика подписей в подписном листе (определение от 19 октября 2010 года № 1426-О-О).

Исходя из буквального смысла приведенной нормы, адрес места жительства должен указываться в подписных листах в том виде, как он отражен в официальных документах. Закрепленный в законе общий перечень сведений, образующих понятие адреса места жительства, носит ориентирующий характер. Избирательные комиссии не должны во всех без исключения случаях требовать указания в подписных листах всех перечисленных в данном перечне сведений, в том числе при отсутствии тех или иных сведений в паспорте гражданина Российской Федерации или свидетельстве о регистрации по месту жительства.

Такие же требования, посчитал КС, должны предъявляться и к стандартам указания адреса места жительства сборщиков подписей (Определение от 22 ноября 2012 года № 2212-О).

Отсутствие же возможности устранить недостаток сведений об адресе места жительства сборщика подписей после представления подписных листов в избирательную комиссию регулируется другим пунктом оспариваемой нормы, конституционность которого заявителем под сомнение не ставится.