МОСКВА, 4 дек — РАПСИ. Заведомо ложное обещание жениться не может расцениваться судом как понуждение к действиям сексуального характера, к уголовной ответственности за такой обман привлекать нельзя, пояснил Верховный суд РФ в пленуме по делам об изнасилованиях.

«Не могут рассматриваться как понуждение к действиям сексуального характера или как иные преступления против половой неприкосновенности и половой свободы личности действия лица, добившегося согласия потерпевшей на вступление в половое сношение или совершение действий сексуального характера путем обмана или злоупотребления доверием. Например, заведомо ложного обещания женщине вступить с ней в брак и т.п.», — говорится в документе.

Верховный суд разъясняет, что воздействием с целью получения вынужденного согласия на сексуальные действия являются шантаж, угроза уничтожением, повреждением или изъятием имущества либо использование материальной или иной зависимости потерпевшего лица.

Пленумы Верховного суда носят рекомендательный характер для всех судов общей юрисдикции страны по рассмотрению дел.

Мнение адвокатов

Юристы поддержали позицию Верховного суда по вопросу о неисполненном обещании жениться, назвав данное положение адекватным.

«Верховный суд прав, когда говорит об отсутствии состава преступления. Если честно, я вообще не понимаю, как такой вопрос мог возникнуть. Вы же понимаете, обещать — не значит жениться. Конечно, можно посмотреть на ситуацию с позиции мошенничества, когда человека ввели в заблуждение и что-то выманили у него, но это же все равно произошло добровольно и при согласии обоих сторон. Как тут говорить о принуждении?», — отметил адвокат Станислав Мальцев.

Почетный член московского союза юристов Георгий Тер-Акопов также отметил, что ложные обещания жениться нельзя трактовать как преступление.

«В таких делах надо включать мозги. Изнасилование подразумевает насильственный характер. Но где он тут? Кто-то уговаривает драгоценностями, кто-то машины покупает, кто-то так убалтывает. И соглашаются. Никакого преступления в этом нет, и заявление об изнасиловании в суде просто не примут», — заявил он.

Юрист Ирина Пономарева поддержала коллег.

«Эти вещи никак не взаимосвязаны. Женщина, которая ложится в постель из-за обещания жениться, как и та, кто делает это из-за денег, не является потерпевшей. Она же сделала это добровольно, не насильственно. Или ты хочешь, или не хочешь. Никакого принуждения», — заключила она.